P-51 "Мустанг"

(Опять о "Мустанге")

Наверно нет ни одного моделиста и любителя авиации который не знает американский истребитель второй мировой войны P-51 “Мустанг”. Абсолютное большинство моделистов имеют или хотят иметь в своей коллекции модель этого самолета, тем более, что модификаций Р-51 существовало множество. Об этом самолете написано очень много, еще больше будет написано в будущем. “Мустанг” - это поистине “вечная тема” для историков и любителей авиации. Самолет фирмы Норт Америкен Р-51 “Мустанг” без преувеличения можно назвать символом американской авиации первой половины сороковых годов. Всего за годы серийного строительства было выпущено 15485 различных вариантов “Мустангов”, самого массового истребителя США. И в наши дни модельные фирмы не забывают этот легендарный самолет, моделей Р-51 существует множество, самых различных модификаций и масштабов. Рассмотреть их все не представляется возможным – нельзя объять необъятное! В своей статье я хочу поделиться с Вами опытом работы лишь с некоторыми моделями “Мустанга” в наиболее доступных масштабах 1:72 и 1:48. Ну, а сначала напомню коротко историю этого знаменитого самолета.

 

Самолет.

Самолет Норт Америкен Р-51 “Мустанг” можно отнести к числу лучших истребителей созданных в годы второй мировой войны. Всего за годы серийного производства было построено 15485 самолетов. “Мустанги” различных модификаций широко применялись на европейском, африканском и дальневосточном театрах боевых действий. Этот самолет нашел применение и во многих послевоенных конфликтах.

Своим появлением “Мустанг” обязан британскому заказу, который фирма Норт Америкен получила в конце 1939 года. В итоге фирма, никогда ранее не занимавшаяся истребителями, в кратчайшие сроки создала самолет, который опередил время. Конструкция “Мустанга”, по мнению современных авиационных экспертов, более соответствует технологиям и уровню конца 40-х годов.

Родословную “Мустангов” условно можно разделить на две части. Ранние “Мустанги” с двигателем “Аллисон” V-1710 (NA-73, А-36А, Р-51А). Это были удачные, но вполне заурядные самолеты. Они не плохо показали себя в качестве истребителей-бомбардировщиков, при ударах по наземным целям, и низковысотных, скоростных, разведчиков. Час славы Мустанга-истребителя пробил когда на самолет поставили другой двигатель жидкостного охлаждения – английский “Мерлин”. В США эти двигатели выпускались под названием Паккард V-1653. Так получились знаменитые P-51B/C и P-51D/K. Я не буду подробно описывать историю знаменитого истребителя, об этом лучше почитать в специальной литературе (список см. ниже). Познакомимся поближе с некоторыми моделями “Мустангов”.

 

“Мустанг” в моделях.

Масштаб 1/72.

P-51D “Academy”(кат.№2132). 50 деталей из светло-серого пластика (расшивка внутренняя, аккуратная), 3 детали из прозрачного пластика, декаль на один вариант окраски, инструкция.

Фюзеляж . Пропорции и общие размеры верны. Расшивка в большей части правильная, переразмерена имитация замков “Дзус”. Не совсем верно положение и форма решеток для выхода воздуха в нижней части капота двигателя. Немного искажена форма вертикального оперения, особенно в районе фальшкиля (что легко устранимо). Нет характерной асимметричности киля при виде сверху (для компенсации реактивного момента винта).

Крыло. Геометрические размеры и расшивка правильные. Искажена форма ниш основного шасси в районе размещения колес. Стреловидность наплывов на передней кромке крыла значительно меньше, из-за этого общая хорда крыла в районе сопряжения с фюзеляжем меньше на 2 мм. Переразмерены отверстия выброса стреляных гильз. Имитацию стволов пулеметов лучше выполнить из медицинских иголок подходящего диаметра. Закрылки выполнены отдельными деталями, их можно приклеить в выпущенном положении.

 

Горизонтальное оперение – без претензий, необходимо только “оттенить” резаком рули высоты.

Оборудование кабины выполнено достаточно подробно и точно за исключением приборной доски. Любителям копийности лучше изготовить ее самостоятельно. Боковые панели отштампованы на внутренних половинках фюзеляжа очень даже реалистично. В задней части кабины проимитировано радиооборудование.

Остекление хорошего качества, прозрачное. В комплекте имеется два комплекта фонарей, на D и K модификации.

Винт . Диаметр меньше на 3,5 мм. Мала хорда лопастей. Общая форма более-менее правильная, но винт только на модификацию D.

Шасси . В целом неплохо. Вот только подгуляла форма створок колес основных стоек, это следствие неправильных ниш шасси (см. выше). Диаметр хвостового колеса немного меньше. Но в глаза это не бросается и не искажает общее восприятие самолета.

Подвеска . В модели имеется два вида подвесных баков. Более близки к истине каплеобразные дюралевые баки.

Собираемость модели на высоком уровне, характерном для моделей “Академи”. Необходимо только исправить по возможности те недостатки о которых говорилось выше. Прошу обратить внимание на створки колес основного шасси. Их лучше приклеить в закрытом положении, не будет бросаться в глаза неправильная форма, да и на настоящем “Мустанге” после выпуска шасси эти створки закрывались (см. многочисленные фото “Мустангов” на земле в различной литературе).

Декаль . Это самое слабое место модели. Просто жалко переводить на такую модель декаль такого качества. В общем декали, это беда всех более ранних моделей “Академи”. Декаль никак не хочет ложиться на поверхность модели, блестит и “серебрится”, не помогают ни какие составы для “приваривания” декали. В последних моделях “Академи” качество декалей несколько улучшилось. Решить вопрос с декалью можно как это сделал я, решив оформить свой P-51D в окраске Джозефа Мейсона из 352-й авиагруппы 8-й Воздушной армии по состоянию на январь 1945 года (окраска взята из книги “Истребитель “Норт Америкен” Р-51 “Мустанг” серии История авиационной техники стр. 60 №13). Опознавательные знаки ВВС США взяты от других моделей. Буквенные и цифровые обозначения – сухой моментальный шрифт черного цвета. Надпись “This is it” белого цвета на ярко-синем носу сделана остро отточенной спичкой. Служебные надписи делаются аналогичным образом.

Вывод . Хорошая модель прославленного самолета. Не трудно довести до ума. Не высокая цена и доступность на рынке делают эту модель привлекательной. Можно рекомендовать даже начинающим моделистам.

 

F-51D MUSTANG Italeri (кат. №086). 64 детали из серого пластика, 4 прозрачных детали, инструкция, декаль на три варианта: ВВС США ноябрь 1950г. Корея; Королевские ВВС Великобритании апрель 1945 г.; ВВС Новой Зеландии февраль 1953 г.

Фюзеляж . Ложится в чертежи практически идеально. Немного не верна форма верхней законцовки киля. Очень достоверно выполнено провисание полотна на руле поворота. Отсутствует хвостовой БАНО на руле поворота. Крой расшивки внутренний, тонкий и аккуратный, в общем правильный. Нет имитации замков ДЗУС (это хорошо, лучше их сделать самому специально заточенной иглой). Разработчики пресс-формы забыли проимитировать крой расшивки зализов крыла и горизонтального оперения. Как и у “Академи” не верна форма и место расположения решеток для выхода воздуха в нижней части капота двигателя. На внутренней части половинок фюзеляжа полностью отсутствуют боковые панели кабины пилота. Нет асимметричности киля при виде сверху.

Крыло . Геометрия, размеры точно соответствуют чертежам. Расшивка внутренняя, правильная. Ниши шасси выполнены достоверно. Отверстия для выброса стреляных гильз необходимо прорезать самостоятельно. Закрылки изготовлены вместе с крылом. Пулеметные порты выполнены отдельными деталями.

Горизонтальное оперение . Форма, размеры и расшивка верны. На рулях высоты проимитировано провисание полотна. Это не правильно. На модификации D обшивка рулей высоты выполнялась из дюралюминия.

Оборудование кабины выполнено хорошо за исключением боковых панелей, на них нет даже и намека. Приборная доска больше похожа на себя в отличии от “Академи”.

Остеклени е кабины пилота прозрачное и правильное. В наборе присутствует два варианта сдвижной части фонаря, на D и K модификации. Прицел выполнен прозрачной деталью.

Винт . Размеры и форма без претензий.

Шасси . Все хорошо и реалистично для 72-го масштаба.

Внешняя подвеска. В наборе имеется два варианта подвесных баков, оба выполнены реалистично. Кроме подвесных баков присутствует шесть неуправляемых ракет и направляющих к ним, это для корейского варианта. Альтернативный вариант – две бомбы.

Собираемость модели хорошая. Самое трудное прорезание расшивки зализов крыла и горизонтального оперения. Для этого лучше изготовить специальный трафарет, т.к. конфигурация расшивки достаточно сложная. Боковые панели кабины пилота придется выполнить самому (благо фотографий и прорисовок кабины на “Мустанг” достаточно много).

Окраска и отделка . “Италери” предлагает три варианта окраски этой модели. Конечно самый интересный – ВВС США времен войны в Корее. Полностью обвешанный ракетами и подвесными баками (в Корее “Мустанги” применялись в основном в качестве истребителей-бомбардировщиков) с акульими зубами на носу P-51D смотрится весьма эффектно! Качество декалей достаточно высокое, хотя “технички” явно маловато (это не беда, метод нанесения технических надписей см. выше).

Вывод . Модель очень хорошая хотя и не лишенная недостатков (отсутствие боковых панелей в кабине, отсутствие части расшивки). Недостатки устранимы для моделиста среднего уровня. Если сравнивать две модели P-51D в 72-м масштабе лучше предпочтение отдать модели “Италери” не смотря на более высокую цену. Модель “Академи” тоже довольно высокого уровня, но она имеет трудно устранимый недостаток – сильно искажены наплывы на передней кромке крыла. Обе модели разработаны в середине 90-х годов.

 

Масштаб 1:48.

 

P-51D MUSTANG Monogram (кат. №5207). 47 деталей из серо-серебристого пластика, две детали из прозрачного пластика, инструкция, декаль на один вариант окраски самолета ВВС США “Detroit Miss”. Модель разработана в 1977 году.

Фюзеляж . Обводы довольно точные, вот только длинна больше на 3,5 мм. Расшивка на всей модели внешняя, тонкая, аккуратная и точная, ведь это Monogram. Проимитированы замки “Дзус” и винты. Нижняя часть капота двигателя выполнена отдельной деталью, а на половинках фюзеляжа в этом месте проимитирован воздуховод и нижняя часть двигателя. Весьма реалистично сделано провисание полотна на руле поворота. Руль поворота неотъемный. Створка этиленгликолевого радиатора изготовлена отдельной деталью и может двигаться. Стойка антенны и створки хвостовой опоры шасси отлиты вместе с фюзеляжем. При виде сверху отсутствует характерная для “Мустангов” асимметрия киля с целью компенсации реактивного момента винта.

Крыло . К размерам и геометрии претензий нет. Очень хорошо даны ниши основного шасси. Закрылки отлиты вместе с половинками крыла, сделать их в выпущенном положении невозможно. Зато показан отсек вооружения и патронных ящиков, довольно не плохо, хотя потрудиться здесь придется – бедноваты пулеметы.

Горизонтальное оперение . Линейные размеры и форма верные, а вот с рулями высоты прокол. Обшивка рулей высоты на модификации “D” была дюралевая, так что имитация полотна здесь не уместна (а еще говорят, что американцы знают свои самолеты).

Винт – все правильно.

Шасси . Стойки симпатичные, нужно только добавить от себя тормозные шланги. Створки шасси тоже выглядят натурально. Колеса имеют протектор и собираются из двух деталей каждое. Хвостовая опора отлита вместе с колесом.

Выхлопные патрубки даны двух видов.

Кабина пилота . Мне очень понравилась. Здесь все сделано даже лучше чем у “Тамии” (обзор “тамиевских” Мустангов см. дальше). Рельефная и копийная приборка, нужно только аккуратно окрасить. Прицел тоже неплохой, необходимо прицельную планку заменить прозрачной деталью. Кресло пилота с привязными ремнями. На полу кабины проимитирована фактура дерева (пол на Мустанге был фанерный) и топливомеры по бокам кресла пилота. Боковые панели отлиты рельефно вместе с половинками фюзеляжа, похожи на себя, вот только маловаты по толщине. Лучше бы эти детали давались отдельно. За бронеспинкой расположен фюзеляжный топливный бак на котором установлено радиооборудование. В кабину можно посадить пилота, очень даже хорошего. Правая рука у него выполнена отдельной деталью, если приклеить ее в верхнем положении пилот будет приветствовать Вас из кабины маленького и грозного “Мустанга”. Правда если Вы решитесь сделать открытыми нижний капот двигателя и оружейный отсек пилот в кабине не будет уместным.

Остекление фонаря кабины тонкое и прозрачное. Задняя часть фонаря приклеивается на сдвижную часть, которая вставляется в специальные пазы и может двигаться. Не совсем копийно, но эффектно.

Сборка модели достаточна проста. При сборке фюзеляжа необходимо обратить внимание на доработку радиатора охлаждения двигателя (прорезать воздухозаборник, проимитировать радиатор, с помощью “сметанки” сделать воздуховоды к и от радиатора). Сборку крыла выполнять лучше так – приклеить к фюзеляжу нижнюю часть крыла, а затем приклеивать верхние части. Это позволит избежать щелей в районах стыков крыла с фюзеляжем. Стволы пулеметов желательно заменить на трубочки из медицинских иголок, а стойки шасси дополнить имитацией тормозных шлангов. Нижний капот двигателя я решил приклеить на место, имитация нижней части мотоотсека желает лучшего. Оказалось, что капот короче чем нужно на 1,5 мм, пришлось удлинять его вставкой из пластика. Это самое сложное с чем я столкнулся при сборке модели.

Декаль и окраска . Модель предлагается красить в один вариант “DETROIT Miss” ВВС США. Весь самолет серебристого цвета, нос – ярко-желтый. При окраске серебристых “Мустангов” следует помнить, что на настоящих самолетах для улучшения скоростных качеств на крыло наносилось специальное покрытие, полировалось, а затем окрашивалось серебрянкой. Поэтому крыло имело монотонный серебристый цвет. Фюзеляж не окрашивался и имел цвет натурального дюралюминия. Имитацию панелей обшивки различных оттенков следует делать только на фюзеляже. Декаль входящая в комплект модели желает лучшего. Блестящая и большой толщины. Если у Вас есть возможность и средства для отделки модели лучше приобрести другую декаль,более высокого качества, например Aero Master Decals (в 48-м масштабе у них большой ассортимент декалей на “Мустанги” и другие модели).

Вывод . Хорошая модель, можно рекомендовать начинающим моделистам. Более опытным моделистам лучше заменить декаль.

 

 

North American P-51B MUSTANG (кат. №61042) и P-51D MUSTANG 8th AF (кат. №61040)TAMYA. Обе модели ближайшие родственники, поэтому рассмотрим их вместе. На трех литниках из светло-серого пластика 53 детали, 5 прозрачных деталей. Декаль P-51B на три варианта оформления, а P-51D на четыре. Крой расшивки внутренний.

Фюзеляж. Оговоримся сразу, TAMYA есть TAMYA, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Модели этой фирмы всегда отличались высокой копийностью, технологичностью и замечательной собираемостью. Девизом TAMYA всегда было – “Минимум деталей – максимум эффекта!”. Хотя, честно говоря, и у TAMYA иногда бывают проколы. Фюзеляжи моделей практически идеально совпадают с имеющимися у меня чертежами. Расшивка, лючки и зализы на месте, все очень аккуратно. Замки “Дзус” показаны внутренней расшивкой. Зализы крыла и горизонтального оперения проимитированы внахлест, как и было на настоящем самолете. Имеется даже, характерная для “Мустанга”, асимметричность киля при виде сверху (чего не было на “монограмовской” модели). Хорошо выполнена имитация радиатора системы охлаждения двигателя. Только необходимо не забыть при сборке модели зашить тонким полистиролом верхнюю часть воздуховода радиатора, чтобы через воздухозаборник не просматривались внутренности модели. Совок выпуска охлаждающего воздуха из радиатора дан отдельной деталью. Его можно приклеить в открытом положении, чтобы было хорошо видно радиатор.

Крыло. Крылья моделей так же хорошо совпадают с чертежами. Хочу обратить внимание, что крылья на модификациях B/C и D разные. Они отличаются вооружением (на B/C четыре 12,7мм пулемета, а на D уже шесть), а так же наплывами в передней части (у D стреловидность наплыва больше, за счет этого несколько возросла и площадь крыла). Все перечисленное выше имеется и на моделях. Очень хорошо выполнены ниши шасси и весьма технологично, удобно красить при сборке. Закрылки у моделей сделаны отдельными деталями, их можно приклеить в выпущенном положении. На закрылках имеются специальные штифты для фиксирования их в выпущенном положении. При сборке не надо думать на какой угол отклонять закрылки, все само становится на свои места.

Горизонтальное оперение. Полностью соответствует чертежам. Кстати, на B/C рули высоты имеют полотняную обшивку, а на D металлическую. Это мы видим и в моделях. Получается, что японцы лучше знают американские самолеты чем они сами. (См. статью про P-51D от Monogram).

Винт. Собирается из шести деталей (лопасти отдельно). Размеры правильные, а вот форма лопастей требует некоторой корректировки, что легко выполнимо.

Шасси. Стойки основного шасси точные и аккуратные, их можно дополнить только имитацией тормозных шлангов. Колеса собираются из двух деталей и имеют протектор. Хвостовая опора выполнена вместе с колесом одной деталью, но это не портит общего впечатления. Все эти детали в обеих моделях одинаковые, а вот створки шасси разные, как и было на реальных самолетах. Это говорит о том, как точна TAMYA даже в мелочах.

Выхлопные патрубки. Также как и в “монограмовской” модели даны двух видов. “Мустанги”, судя по архивным фотографиям, действительно комплектовались двумя различными видами выхлопных патрубков.

Кабина пилота. Пол кабины, боковые пульты, фюзеляжный топливный бак и место установки радиатора выполнены одной деталью. На приборной доске рельефно отштампованы приборы. Боковые панели выполнены на половинках фюзеляжа. Имеются педали и ручка управления. Кресло пилота устанавливается на бронеспинке. За бронеспинкой находится радиооборудование. Деталировка кабин обеих моделей примерно одинаковая, а вот качество несколько отличается. На B/C приборная доска, боковые панели, радиооборудование и кресло пилота сделаны более аккуратно. Особенно мне понравилась приборная доска, ее необходимо только аккуратно и правильно окрасить. Прицелы в моделях даны прозрачными деталями, как и положено в обеих модификациях они различные.

Остекление фонаря кабины пилота на модификации B/C выполнено двух видов, обычный переплетный фонарь и выпуклый фонарь типа “Малкольм Худ”. Кстати, переплетных фонарей два, цельный (в одну деталь) и разъемный, который можно приклеить в открытом положении. На модификации D передняя часть фонаря одна, а остекление сдвижной части в двух вариантах (P-51D комплектовались двумя видами фонарей). Основание сдвижной части изготовлено из серого пластика. Все остекление тонкое и очень прозрачное, чего и следовало ожидать от TAMYA.

Подвеска. Обе модели комплектуются подвесными баками. На B/C устанавливаются сигарообразные фибровые ПТБ емкостью по 409 литров, а D комплектуется каплеобразными дюралевыми баками по 284 литра. Оба варианта ПТБ копийны, для пущей реалистичности их можно дополнить топливными трубками.

Сборка. Есть модели при сборке которых просто отдыхаешь. Это в полной мере относится и к рассматриваемым “Мустангам”. Технологичность и продуманность “тамиевских” моделей просто поражает, особенно российских моделистов, выращенных на NOVO/FROG. В наборе даже имеется фторопластовая втулка для фиксации вращающегося винта на оси. Более того, таких втулок две, на случай если одна лопнет. Одним словом от сборки этих моделей я получил большое удовольствие.

Окраска. Что в какой цвет красить рассказывать нет смысла – в инструкции все подробно указано. Красить эти достаточно дорогие модели лучше фирменной краской. Я использовал “родную” акриловую краску TAMYA. Красил аэрографом. В качестве растворителя использовал чистый медицинский спирт. В результате получилось идеальное покрытие, не достижимое раньше при использовании других красок. Не мало важным фактором при выборе краски явилось то, что окраску моделей я производил зимой в закрытом помещении. Запах спирта никак нельзя сравнить с запахом и едкостью нитро-растворителя. Самый большой недостаток красок TAMYA – это высокая цена.

Декали. Очень высокого качества. Большое количество вариантов. Много “технички”, большая часть читаема! В модификации B/C декаль на три варианта окраски, два с камуфляжем Olive Drab/Neutral Gray и один серебристого цвета. Все варианты весьма интересные. Я для себя выбрал тот, что изображен на коробке. При нанесении декали никаких трудностей не встретилось. Для приваривания декали использовал DecalFix. В модификации D декаль на четыре варианта. Все самолеты окрашены серебрянкой, но два из них сверху покрыты Olive Drab. Для себя я выбрал самолет Джона Майера с голубым носом.

Вывод. Очень хорошие модели. Качество TAMYA говорит само за себя. Ввиду довольно высокой цены модели лучше рекомендовать опытным моделистам, хотя их мог бы собрать и ребенок. Из всех рассмотренных здесь моделей, на мой взгляд, это самые лучшие.

P/S. Фирма TAMYA выпускает кроме перечисленных моделей “Мустангов” F-51D MUSTANG KOREAN WAR (кат. №61044). Эта модель отличается от P-51D декалью и наличием дополнительного литника с подвесным вооружением. Есть еще один вариант P-51D – SILVER COLOR PLATED. Отливки этой модели полностью хромированы, что облегчает вопрос окраски. В остальном модель полностью идентична №61040.

 

Литература.

 

О “Мустангах” не писал разве что ленивый. Литературы по P-51 довольно много. Чертежей тоже существует множество. После длительного изучения всех имеющихся у меня чертежей я пришел к выводу, что наиболее достоверные чертежи на P-51B/C/D были опубликованы в “Моделизме” №2/96. Источник этих чертежей – книга “P-51” издательства АвиО, очень жаль, что эта книга так и не вышла из печати.

  1. “Аэроплан” №8.
  2. “Мастер + авиация” №0/95.
  3. Приложение к бюллетеню “Техническая информация” Выпуск №3.
  4. “Крылья” дайджест выпуск №5.
  5. Aero plastic kits revue №36.

 

Сергей Федяшов

 

Hosted by uCoz