A-10A Thunderbolt II, реактивный штурмовик США, "Academy"
(Ю. Корея), кат.No.1652.
Характеристика модели:
Масштаб 1:72.
Тип модели - литьевая.
Количество деталей: светло-серого пластика - 96, прозрачных -
5.
Декаль на один вариант окраски - самолет ВВС США в трехцветном
камуфляже.
" Заложив глубокий вираж, Казак уже не на экране, а
непосредственно увидел вклинившуюся инородным пятном в зеленые
квадратики полей и садов территорию авиабазы, сплошь поросшую
унылой темно-серой травой. Короткий ряд ангаров, и дальше, на
рулежной дорожке, выстроившиеся в ряд крестообразные силуэты.
Широко раскинутые прямые крылья, толстые обрубки двигателей
около хвоста... "Тандерболт-2"!..."
(А.Свиридов, А.Бирюков "Истребители. Разорванное небо".
Москва, "Олма-пресс" 1998г.)
Модель.
Оговорюсь сразу. К
написанию этой статьи меня подтолкнуло появление на российском
модельном рынке А-10А Thunderbolt II
фирмы "Моделист" (кат №207203).
Эта модель является перепаковкой "академовского " пластика в
новую коробку с логотипом "Моделиста". Модель комплектуется
декалью фирмы Anna&Co, вариант окраски - тот же, что и у "Академи".
Эту декаль отличает от "академовской" более высокое качество.
Так, что все, что будет сказано о "Тандерболте" от "Академи"
относится и к "новинке" от "Моделиста".
При первом знакомстве модель производит очень приятное
впечатление. Большое количество деталей, чистое литье,
отсутствие утяжин, внутренний, аккуратный и тонкий крой
расшивки. Самое интересное, что это хорошее впечатление не
исчезает после более детального ознакомления и сборки модели.
В то же время нельзя сказать, что модель лишена недостатков.
Наверно не существует в мире идеальных моделей! Разработана
эта модель в 1988 году.
Кабина пилота.
Раздеталирована довольно не плохо. Кресло пилота ACES
II, собирается из трех деталей,
хоть и отдаленно, но похоже на настоящее. Основание кабины
отлито в одну деталь вместе с боковыми пультами и педалями.
Боковые пульты, центральный пульт и приборная доска даны
декалью, мало имеющей общего с оригиналом. Ручка управления
вообще похожа на изогнутую палку. В комплекте имеется и
имитация ИЛС (одна прозрачная деталь). Так, что кабина пилота
хоть и раздеталирована не плохо требует определенных
доработок. Этого требует и
великолепное остекление фонаря, который к тому же можно
сделать открытым. Для облегчения работы с кабиной пилота и
достижения максимальной копийности можно воспользоваться
изделием фирмы "НеОмега". Правда их кабина "А-десятого"
предназначена для "италовской" модели, но после небольшой
доработка она прекрасно встанет и в "академовскую" модель.
Продукция "НеОмеги" всегда отличается копийностью и хорошим
качеством (см. фото). В комплект кабины от "НеОмеги" входит:
основание с боковыми панелями,
задней стенкой и педалями; приборная доска; две боковых
бортовых панели; ручка управления; задняя часть и
катапультируемое кресло ACES II.
Все эти детали имеют хорошую проработку и достоверность.
Необходимо только аккуратно собрать и окрасить.
Фюзеляж. Геометрия
модели практически идеально совпадает с чертежами в 72-м
масштабе опубликованными в Аэроплане №7. Тонкая внутренняя
расшивка так же весьма точна, придраться практически не к
чему. На левом борту, в районе кабины пилота, имеется лючок,
под которым находится выдвижная лесенка для посадки в кабину.
Лючок можно приклеить в закрытом положении, а можно и в
открытом, установив на штатное место выдвинутую лесенку. Очень
хорошо выполнена в модели ниша передней стойки шасси. Имеется
имитация силового набора. Собирается фюзеляж буквально "на
щелчке", подгонка и шпаклевка не требуется. Некоторое
неудобство при сборке вызывает то, что большинство антенн,
расположенных по оси симметрии фюзеляжа выполнены заодно с
одной из половинок фюзеляжа. Рекомендую срезать антенны,
склеить фюзеляж, обработать клеевые швы, а затем приклеить
антенны на место. С правой стороны, под кабиной пилота на
специальном кронштейне устанавливается лазерная система поиска
и определения координат цели "Пэйв Пенни" для применения
средств поражения с
лазерным наведением.
Двигатели
собираются единым блоком из 10 деталей. Характерный вид
двухконтурных двигателей, из-за которых самолет и получил
прозвище "Чебурашка", весьма точно воспроизведен в модели.
Неплохо сделаны вентиляторы компрессоров первой ступени. В
задней части двигателей видны выхлопы горячего и холодного
контуров.
Вертикальное и
горизонтальное оперение. Практически полностью
соответствует чертежам в геометрии и раскрое обшивки.
Требуется только углубить линии отделяющие рули высоты и рули
поворота с помощью специального резака для прорезания
расшивки.
Крыло. Так же
практически идеально ложится в чертежи. При сборке крыла
следует обратить внимание на следующие моменты:
- ниши основных стоек шасси слабо проработаны, с помощью
тонкого полистирола нужно "зашить" щели в районе ниш для
колес, силовой набор и ребра жесткости имитируются тянучками
из пластмассы;
- расщепляющиеся элероны, закрылки и предкрылки
(расположены между фюзеляжем и гондолами для убранного
шасси) необходимо "оттенить" резаком для расшивки;
- штатную ПВД на правой консоли лучше заменить
самодельной, изготовленной из медицинских иголок различного
диаметра;
- порядок сборки крыла лучше применить следующий - сначала
приклеить к фюзеляжу нижнюю часть крыла, а затем вклеить
правую и левую верхние половинки, это избавит от
необходимости подгонки крыла к фюзеляжу;
- не забудьте установить на передней кромке крыла, с
внешней стороны гондол шасси, пластины-турбулизаторы, их
можно сделать из тонкого полистирола.
Шасси. Стойки передней и
основных опор шасси весьма не плохи. Их можно дополнить
тормозными шлангами и тягами из тянучек к задним щиткам.
Колеса не имеют протектора, но смотрятся не плохо. Если есть
возможность, лучше всего использовать колеса фирмы "Экипаж" (Абоимова).
Ниши и стойки шасси красятся в белый цвет по принятому
стандарту в США
Вооружение у "Чебурашки"
достаточно мощное. В комплекте модели имеется:
- 6 ракет AGM-65 Maverick на двух строенных пилонах;
- 2 бомбы с лазерным наведением GBU-10;
- 12 свободнопадающих бомб Mk.82 на двух многопозиционных
пилонах;
- 2 свободнопадающих бомбы Mk.84,
- а также встроенная семиствольная пушка GAU-8/A фирмы
Дженерал Электрик.
Все вооружение в большей степени сделано достоверно. В
инструкции нет справок о окраске подвесного вооружения.
Восполню этот пробел. Ракеты AGM-65 Maverick
окрашены в белый цвет, за исключением оптического окна системы
наведения в носу, между крыльями и хвостовым оперением имеется
кольцо черного цвета. Свободнопадающие бомбы и GBU-10
красятся в оливково-зеленый цвет.
Собираемость модели,
как говорилось выше, очень хорошая, шпаклевка не
потребовалась. В заключительной стадии сборки следует обратить
внимание на различную мелочевку: антенны (уменьшить толщину до
приемлемой), БАНО (я использовал из набора Хобби-Плюс),
оснастить модель имитацией датчиков лазерного облучения на
носовом и хвостовом обтекателях.
Окраска и отделка.
Самолет имеет трехцветный камуфляж всех поверхностей. В
инструкции имеется схема нанесения камуфляжа. Необходимо
только запастись Olive Green (FS34102),
Green (FS34092) и Gray (FS36081).
При нанесении камуфляжа я пользовался масками из газетной
бумаги. Маски фиксировал на модели с помощью небольших
пластилиновых шариков, чтобы маска находилась на расстоянии
около 1 мм от окрашиваемой поверхности. В итоге получился
камуфляж со слегка размытыми границами. Что и требовалось.
.
Декаль в модели
на один вариант окраски. Идентифицировать этот вариант не
удалось, исторической справки в инструкции нет. Так, что
поверим разработчикам. В инструкции указано, какую, куда
декаль переводить. При нанесении декалей появилась проблема
"серебрения" декали. Никакие фирменные жидкости для декалей не
помогали. Пришлось использовать, разведенный водой, клей ПВА.
Декали фирмы Anna&Co,
которыми комплектуется "моделистовская" модель, такого
недостатка не имеют.
Вывод. Очень хорошая модель. До появления на
отечественном рынке в 1997-98 годах аналогичной модели
Italeri, модель от Academy
можно было считать лучшей, среди доступных массовому
российскому моделисту. В настоящее время мною готовится
подробный сравнительный анализ этих двух моделей. Забегая
вперед, можно сказать, что "италовский" А-10А в некоторых
вопросах превосходит "академовский". Что не удивительно, ведь
модель Italeri моложе
почти на 10 лет. Но и "Чебурашка" Academy
по некоторым статьям превосходит своего итальянского
конкурента. Так, что массовое появление на отечественном
модельном рынке "Тандерболта II"
от "Моделиста" можно только приветствовать.
Литература:
- Аэроплан №7 (3/94), Минск - чертежи М 1:72.
- Аэроплан №1/94, Минск - компоновочная схема, краткое
описание.
- Крылья Родины №12/96 - описание, чертежи, цветные
боковики.
- Послевоенные ударные самолеты часть 3, Киев -
справочник.
- Зарубежные боевые самолеты (Авиация и космонавтика
№5-6/97 - справочник.
- Штурмовики и истребители-бомбардировщики, АСТ, Москва
1998 - описание, цветные фото в т.ч. кабины.
- Данные из сети Internet.
Сергей Федяшов
г. Новошахтинск E-mail: avia48@mail.ru |