Rambler's Top100

 

"Громовержец" с большими ушами или грозная "Чебурашка".

 

A-10A Thunderbolt II, реактивный штурмовик США, "Academy" (Ю. Корея), кат.No.1652.

Характеристика модели:
Масштаб 1:72.
Тип модели - литьевая.
Количество деталей: светло-серого пластика - 96, прозрачных - 5.
Декаль на один вариант окраски - самолет ВВС США в трехцветном камуфляже.
 


" Заложив глубокий вираж, Казак уже не на экране, а непосредственно увидел вклинившуюся инородным пятном в зеленые квадратики полей и садов территорию авиабазы, сплошь поросшую унылой темно-серой травой. Короткий ряд ангаров, и дальше, на рулежной дорожке, выстроившиеся в ряд крестообразные силуэты. Широко раскинутые прямые крылья, толстые обрубки двигателей около хвоста... "Тандерболт-2"!..."
(А.Свиридов, А.Бирюков "Истребители. Разорванное небо". Москва, "Олма-пресс" 1998г.)

 

Модель.

Оговорюсь сразу. К написанию этой статьи меня подтолкнуло появление на российском модельном рынке А-10А Thunderbolt II фирмы "Моделист" (кат №207203). Эта модель является перепаковкой "академовского " пластика в новую коробку с логотипом "Моделиста". Модель комплектуется декалью фирмы Anna&Co, вариант окраски - тот же, что и у "Академи". Эту декаль отличает от "академовской" более высокое качество. Так, что все, что будет сказано о "Тандерболте" от "Академи" относится и к "новинке" от "Моделиста".

При первом знакомстве модель производит очень приятное впечатление. Большое количество деталей, чистое литье, отсутствие утяжин, внутренний, аккуратный и тонкий крой расшивки. Самое интересное, что это хорошее впечатление не исчезает после более детального ознакомления и сборки модели. В то же время нельзя сказать, что модель лишена недостатков. Наверно не существует в мире идеальных моделей! Разработана эта модель в 1988 году.

Кабина пилота. Раздеталирована довольно не плохо. Кресло пилота ACES II, собирается из трех деталей, хоть и отдаленно, но похоже на настоящее. Основание кабины отлито в одну деталь вместе с боковыми пультами и педалями. Боковые пульты, центральный пульт и приборная доска даны декалью, мало имеющей общего с оригиналом. Ручка управления вообще похожа на изогнутую палку. В комплекте имеется и имитация ИЛС (одна прозрачная деталь). Так, что кабина пилота хоть и раздеталирована не плохо требует определенных доработок. Этого требует и великолепное остекление фонаря, который к тому же можно сделать открытым. Для облегчения работы с кабиной пилота и достижения максимальной копийности можно воспользоваться изделием фирмы "НеОмега". Правда их кабина "А-десятого" предназначена для "италовской" модели, но после небольшой доработка она прекрасно встанет и в "академовскую" модель. Продукция "НеОмеги" всегда отличается копийностью и хорошим качеством (см. фото). В комплект кабины от "НеОмеги" входит: основание с боковыми панелями, задней стенкой и педалями; приборная доска; две боковых бортовых панели; ручка управления; задняя часть и катапультируемое кресло ACES II. Все эти детали имеют хорошую проработку и достоверность. Необходимо только аккуратно собрать и окрасить.

Фюзеляж. Геометрия модели практически идеально совпадает с чертежами в 72-м масштабе опубликованными в Аэроплане №7. Тонкая внутренняя расшивка так же весьма точна, придраться практически не к чему. На левом борту, в районе кабины пилота, имеется лючок, под которым находится выдвижная лесенка для посадки в кабину. Лючок можно приклеить в закрытом положении, а можно и в открытом, установив на штатное место выдвинутую лесенку. Очень хорошо выполнена в модели ниша передней стойки шасси. Имеется имитация силового набора. Собирается фюзеляж буквально "на щелчке", подгонка и шпаклевка не требуется. Некоторое неудобство при сборке вызывает то, что большинство антенн, расположенных по оси симметрии фюзеляжа выполнены заодно с одной из половинок фюзеляжа. Рекомендую срезать антенны, склеить фюзеляж, обработать клеевые швы, а затем приклеить антенны на место. С правой стороны, под кабиной пилота на специальном кронштейне устанавливается лазерная система поиска и определения координат цели "Пэйв Пенни" для применения средств поражения с лазерным наведением.

Двигатели собираются единым блоком из 10 деталей. Характерный вид двухконтурных двигателей, из-за которых самолет и получил прозвище "Чебурашка", весьма точно воспроизведен в модели. Неплохо сделаны вентиляторы компрессоров первой ступени. В задней части двигателей видны выхлопы горячего и холодного контуров.

Вертикальное и горизонтальное оперение. Практически полностью соответствует чертежам в геометрии и раскрое обшивки. Требуется только углубить линии отделяющие рули высоты и рули поворота с помощью специального резака для прорезания расшивки.

Крыло. Так же практически идеально ложится в чертежи. При сборке крыла следует обратить внимание на следующие моменты:

  • ниши основных стоек шасси слабо проработаны, с помощью тонкого полистирола нужно "зашить" щели в районе ниш для колес, силовой набор и ребра жесткости имитируются тянучками из пластмассы;
  • расщепляющиеся элероны, закрылки и предкрылки (расположены между фюзеляжем и гондолами для убранного шасси) необходимо "оттенить" резаком для расшивки;
  • штатную ПВД на правой консоли лучше заменить самодельной, изготовленной из медицинских иголок различного диаметра;
  • порядок сборки крыла лучше применить следующий - сначала приклеить к фюзеляжу нижнюю часть крыла, а затем вклеить правую и левую верхние половинки, это избавит от необходимости подгонки крыла к фюзеляжу;
  • не забудьте установить на передней кромке крыла, с внешней стороны гондол шасси, пластины-турбулизаторы, их можно сделать из тонкого полистирола.

Шасси. Стойки передней и основных опор шасси весьма не плохи. Их можно дополнить тормозными шлангами и тягами из тянучек к задним щиткам. Колеса не имеют протектора, но смотрятся не плохо. Если есть возможность, лучше всего использовать колеса фирмы "Экипаж" (Абоимова). Ниши и стойки шасси красятся в белый цвет по принятому стандарту в США

Вооружение у "Чебурашки" достаточно мощное. В комплекте модели имеется:

  • 6 ракет AGM-65 Maverick на двух строенных пилонах;
  • 2 бомбы с лазерным наведением GBU-10;
  • 12 свободнопадающих бомб Mk.82 на двух многопозиционных пилонах;
  • 2 свободнопадающих бомбы Mk.84,
  • а также встроенная семиствольная пушка GAU-8/A фирмы Дженерал Электрик.

Все вооружение в большей степени сделано достоверно. В инструкции нет справок о окраске подвесного вооружения. Восполню этот пробел. Ракеты AGM-65 Maverick окрашены в белый цвет, за исключением оптического окна системы наведения в носу, между крыльями и хвостовым оперением имеется кольцо черного цвета. Свободнопадающие бомбы и GBU-10 красятся в оливково-зеленый цвет.

Собираемость модели, как говорилось выше, очень хорошая, шпаклевка не потребовалась. В заключительной стадии сборки следует обратить внимание на различную мелочевку: антенны (уменьшить толщину до приемлемой), БАНО (я использовал из набора Хобби-Плюс), оснастить модель имитацией датчиков лазерного облучения на носовом и хвостовом обтекателях.

Окраска и отделка. Самолет имеет трехцветный камуфляж всех поверхностей. В инструкции имеется схема нанесения камуфляжа. Необходимо только запастись Olive Green (FS34102), Green (FS34092) и Gray (FS36081). При нанесении камуфляжа я пользовался масками из газетной бумаги. Маски фиксировал на модели с помощью небольших пластилиновых шариков, чтобы маска находилась на расстоянии около 1 мм от окрашиваемой поверхности. В итоге получился камуфляж со слегка размытыми границами. Что и требовалось.

.

Декаль в модели на один вариант окраски. Идентифицировать этот вариант не удалось, исторической справки в инструкции нет. Так, что поверим разработчикам. В инструкции указано, какую, куда декаль переводить. При нанесении декалей появилась проблема "серебрения" декали. Никакие фирменные жидкости для декалей не помогали. Пришлось использовать, разведенный водой, клей ПВА. Декали фирмы Anna&Co, которыми комплектуется "моделистовская" модель, такого недостатка не имеют.

Вывод. Очень хорошая модель. До появления на отечественном рынке в 1997-98 годах аналогичной модели Italeri, модель от Academy можно было считать лучшей, среди доступных массовому российскому моделисту. В настоящее время мною готовится подробный сравнительный анализ этих двух моделей. Забегая вперед, можно сказать, что "италовский" А-10А в некоторых вопросах превосходит "академовский". Что не удивительно, ведь модель Italeri моложе почти на 10 лет. Но и "Чебурашка" Academy по некоторым статьям превосходит своего итальянского конкурента. Так, что массовое появление на отечественном модельном рынке "Тандерболта II" от "Моделиста" можно только приветствовать.

 

Литература:

  1. Аэроплан №7 (3/94), Минск - чертежи М 1:72.
  2. Аэроплан №1/94, Минск - компоновочная схема, краткое описание.
  3. Крылья Родины №12/96 - описание, чертежи, цветные боковики.
  4. Послевоенные ударные самолеты часть 3, Киев - справочник.
  5. Зарубежные боевые самолеты (Авиация и космонавтика №5-6/97 - справочник.
  6. Штурмовики и истребители-бомбардировщики, АСТ, Москва 1998 - описание, цветные фото в т.ч. кабины.
  7. Данные из сети Internet.

 

Сергей Федяшов

г. Новошахтинск E-mail: avia48@mail.ru

 

© Alexandrov D.A. 2004г.

Hosted by uCoz