Ка-28 модель корабельного противолодочного вертолета в
масштабе 1/72 фирмы Amodel.
Модель выполнена по технологии "SHORT RUN" (ЛНД) – литье
под низким давлением. В комплект входит красочная упаковка с
рисунком югославского Ка-28 в полете, восемь литников из белой
пластмассы, один литник прозрачных деталей (всего 106
деталей), подробная инструкция с вариантами окраски, а так же
декаль для оформления вертолета ВМС Югославии (бортовой No402)
и вертолета ВМС Индии (бортовой No582).
Модель.
Все познается в сравнении!
Совсем недавно я собирал Ка-27 от “Звезды”, а теперь появилась
возможность сравнить эти две модели работая над Ка-28 от
Amodel. То, что
Ка-28 выполнен по технологии литья под низким давлением (ЛНД)
наложило отпечаток на качество отливок. Первое мое впечатление
когда открыл коробку – “Неужели это можно собрать?” После
более детального знакомства с моделью я пришел к мысли, что не
все так уж и плохо. Начнем с определения модификации того, что
лежит в коробке. Это никак не Ка-28, а самый настоящий
Ка-27ПС. Такое впечатление, что Amodel
сговорилась со “Звездой” и эти
фирмы никак не хотят сделать настоящий Ка-27ПЛ/28, а выпускают
какие-то гибриды, более похожие на Ка-27ПС. Изучение доступных
фотографий показало, что Ка-28 практически по внешнему виду
ничем не отличается от Ка-27ПЛ. Вот только подвесные баки
устанавливались не на всех Ка-27ПЛ и у Ка-28 увеличенный
блистер на правой сдвижной двери пилотской кабины. На
Ка-27ПЛ/28 никакой двери в грузовой кабине по правому борту не
было, равно как и отсутствовал квадратный элюминатор по левому
борту позади кабины пилотов.
Но все же из “амоделовской” модели сделать Ка-28/27ПЛ легче
чем из “звездинской”. То, что эта модель сделана по технологии
ЛНД – стало преимуществом. Пластик ЛНД легко обрабатывается. Я
этим воспользовался, заклеил дверь по правому борту и ненужный
элюминатор по левому, зашпаклевал, зачистил, отполировал и …
двери с элюминатором как не бывало. Другим положительным
качеством данной модели является большая
ее деталировка. В модели выполнен
грузовой отсек, правда он состоит всего из пола, потолка и
стенок. Производитель представляет возможность подробной
деталировки самому моделисту. Об этом честно указано в
инструкции – “модель для опытных моделистов”. Сдвижная дверь
грузового отсека на левом борту выполнена отдельно, т. е. ее
можно приклеить в открытом положении. Правда для этого надо
поработать над деталировкой самого отсека. Кстати двери кабины
пилотов, данные прозрачными деталями, тоже даны отдельными
деталями. Гораздо лучше чем у “Звезды” решен узел имитирующий
выхлоп двигателей, видны даже приводы от двигателей к
редукторам. Сам двигательный отсек выполнен отдельно, имеется
возможность более подробной деталировки. В наборе присутствует
множество деталей не использующихся в этой модели. Это лесенка
грузовой кабины, лебедка, обтекатели поисковых прожекторов под
кабиной пилотов и многие другие детали. По большому счету из
модели Ка-28 путем небольших переделок можно сделать
непосредственно Ка-28, Ка-27ПС (поисково-спасательный),
Ка-27ПЛ (заменить только блистер на правой пилотской двери),
различные варианты гражданских Ка-32 (в наборе есть заглушка
устанавливаемая на место обтекателя антенны РЛС).
Теперь несколько слов о плохом. Все это великолепие отлито
по технологии ЛНД и собирается с трудом. ЛНД есть ЛНД! Как бы
там не говорили – до моделей отлитых по классической
технологии еще далеко. В этом отношении Ка-27 от “Звезды”
выглядит настоящим лебедем рядом с “гадким утенком” от
Amodel. Для сборки ЛНД
необходимо запасаться наждачной бумагой, набором надфилей,
шпаклевкой, а самое главное терпением. Моделистам воспитанным
на NOVO/FROG бояться
нечего, ну а тем кто привык иметь дело только с TAMYA
и HASEGAVA придется туго.
Описывать сам процесс сборки я не буду. Это был по истине
эпический подвиг! Нехорошие слова которые я произносил в адрес
изготовителей модели – опущу. Иначе не хватит места. Но в
конце концов все плохое, впрочем как и хорошее, заканчивается.
Собранная модель выглядит не плохо, вполне
похоже на настоящий Ка-28, а
трудности при сборке быстро забываются. Хочу обратить внимание
на следующие моменты:
- внешние фары ПРФ (детали 79, 99) были на Ка-27ПС и
Ка-32, на Ка-27ПЛ и Ка-28 на их месте устанавливались
Г-образные подножки (их лучше сделать из мягкой проволоки
подходящего диаметра);
- контейнеры надувных баллонетов на себя не похожи,
необходимо их доработать;
- антенна (деталь 84) устанавливается только по правому
борту, это хорошо видно на фотографиях Ка-28;
- ориентирные бомбы (детали 81, 82) на Ка-28 не
применялись;
- радиомаркер (детали 72, 73) так же применялся только на
Ка-27ПС;
- шасси на модели можно выполнить в двух вариантах –
обжатом и, полетном, не обжатом (модель комплектуется
прозрачной подставкой);
- колеса носовых стоек шасси явно маловаты в диаметре;
- поручни, которых на вертолете множество лучше изготовить
самостоятельно из мягкой проволоки подходящего диаметра;
- несущие винты можно выполнить в сложенном варианте (укор
“Звезде”), но проблем со сборкой несущей системы очень
много, большинство мелких деталей необходимо отправить в
мусорное ведро (в этом вопросе “Звезда” выигрывает);
- про остекление лучше вообще не говорить, сплошной мрак,
“звездовское” остекление здесь просто шедевр, хотя задумка у
Amodel была
хорошая, а выполнение…;
дворники на лобовое стекло сделаны отдельными деталями
(у меня они развалились в руках при обработке);
ПВД (деталь 43) грубоват, у “Звезды” здесь все в
порядке.
Этот перечень можно было продолжать, но я не стану
злоупотреблять Вашим вниманием. Перейдем к покраске.
В инструкции предлагается два варианта окраски – Ка-28
ВМС Югославии и Ка-28 ВМС Индии. Я выбрал югославский
вариант. Весь вертолет красится в светлый голубовато-серый
цвет ( Light Blue Grey),
красил аэрографом нитрокраской. Лопасти несущих винтов
светло серые. Декаль достаточно богатая, с техническими
надписями и значками. Качество декали достаточно высокое.
При нанесении декали я использовал DecalFix
от Humbrol.
Все мои старания были вознаграждены, теперь на моей
полочке стоит первая (в моей коллекции) винтокрылая машина
Югославии.
Заключение.
Модель Ка-28 от Amodel
выполнена по технологии ЛНД и
поэтому весьма трудновата в сборке. Модель имеет
определенные преимущества, а равно и недостатки по сравнению
с Ка-27 от “Звезды”. Ка-28 можно рекомендовать только
опытным моделистам. Остальным лучше собрать более аккуратный
и приятный в сборке Ка-27 от “Звезды”.
Литература:
“Крылья Родины” № 10/1995, № 7/1996, № 5/2000,
“Авиация” № 3,
“Крылья над морем” (Мир Авиации),
“Вертолеты” серия “Современная авиация” (АСТ).
На фотографии Ка-28 ВМФ Индии (бортовой 582) указаны:
- Г-образная подножка.
- Отсутствие элюминатора за кабиной пилотов.
- Отсутствие подвески ориентирной бомбы.
Сергей Федяшов
г.Новошахтинск
|