Конкурент "ЗВЕЗДЫ"

Ка-28 модель корабельного противолодочного вертолета в масштабе 1/72 фирмы Amodel.

Модель выполнена по технологии "SHORT RUN" (ЛНД) – литье под низким давлением. В комплект входит красочная упаковка с рисунком югославского Ка-28 в полете, восемь литников из белой пластмассы, один литник прозрачных деталей (всего 106 деталей), подробная инструкция с вариантами окраски, а так же декаль для оформления вертолета ВМС Югославии (бортовой No402) и вертолета ВМС Индии (бортовой No582).

Модель.

Все познается в сравнении! Совсем недавно я собирал Ка-27 от “Звезды”, а теперь появилась возможность сравнить эти две модели работая над Ка-28 от Amodel. То, что Ка-28 выполнен по технологии литья под низким давлением (ЛНД) наложило отпечаток на качество отливок. Первое мое впечатление когда открыл коробку – “Неужели это можно собрать?” После более детального знакомства с моделью я пришел к мысли, что не все так уж и плохо. Начнем с определения модификации того, что лежит в коробке. Это никак не Ка-28, а самый настоящий Ка-27ПС. Такое впечатление, что Amodel сговорилась со “Звездой” и эти фирмы никак не хотят сделать настоящий Ка-27ПЛ/28, а выпускают какие-то гибриды, более похожие на Ка-27ПС. Изучение доступных фотографий показало, что Ка-28 практически по внешнему виду ничем не отличается от Ка-27ПЛ. Вот только подвесные баки устанавливались не на всех Ка-27ПЛ и у Ка-28 увеличенный блистер на правой сдвижной двери пилотской кабины. На Ка-27ПЛ/28 никакой двери в грузовой кабине по правому борту не было, равно как и отсутствовал квадратный элюминатор по левому борту позади кабины пилотов.

Но все же из “амоделовской” модели сделать Ка-28/27ПЛ легче чем из “звездинской”. То, что эта модель сделана по технологии ЛНД – стало преимуществом. Пластик ЛНД легко обрабатывается. Я этим воспользовался, заклеил дверь по правому борту и ненужный элюминатор по левому, зашпаклевал, зачистил, отполировал и … двери с элюминатором как не бывало. Другим положительным качеством данной модели является большая ее деталировка. В модели выполнен грузовой отсек, правда он состоит всего из пола, потолка и стенок. Производитель представляет возможность подробной деталировки самому моделисту. Об этом честно указано в инструкции – “модель для опытных моделистов”. Сдвижная дверь грузового отсека на левом борту выполнена отдельно, т. е. ее можно приклеить в открытом положении. Правда для этого надо поработать над деталировкой самого отсека. Кстати двери кабины пилотов, данные прозрачными деталями, тоже даны отдельными деталями. Гораздо лучше чем у “Звезды” решен узел имитирующий выхлоп двигателей, видны даже приводы от двигателей к редукторам. Сам двигательный отсек выполнен отдельно, имеется возможность более подробной деталировки. В наборе присутствует множество деталей не использующихся в этой модели. Это лесенка грузовой кабины, лебедка, обтекатели поисковых прожекторов под кабиной пилотов и многие другие детали. По большому счету из модели Ка-28 путем небольших переделок можно сделать непосредственно Ка-28, Ка-27ПС (поисково-спасательный), Ка-27ПЛ (заменить только блистер на правой пилотской двери), различные варианты гражданских Ка-32 (в наборе есть заглушка устанавливаемая на место обтекателя антенны РЛС).

Теперь несколько слов о плохом. Все это великолепие отлито по технологии ЛНД и собирается с трудом. ЛНД есть ЛНД! Как бы там не говорили – до моделей отлитых по классической технологии еще далеко. В этом отношении Ка-27 от “Звезды” выглядит настоящим лебедем рядом с “гадким утенком” от Amodel. Для сборки ЛНД необходимо запасаться наждачной бумагой, набором надфилей, шпаклевкой, а самое главное терпением. Моделистам воспитанным на NOVO/FROG бояться нечего, ну а тем кто привык иметь дело только с TAMYA и HASEGAVA придется туго.

Описывать сам процесс сборки я не буду. Это был по истине эпический подвиг! Нехорошие слова которые я произносил в адрес изготовителей модели – опущу. Иначе не хватит места. Но в конце концов все плохое, впрочем как и хорошее, заканчивается. Собранная модель выглядит не плохо, вполне похоже на настоящий Ка-28, а трудности при сборке быстро забываются. Хочу обратить внимание на следующие моменты:

  • внешние фары ПРФ (детали 79, 99) были на Ка-27ПС и Ка-32, на Ка-27ПЛ и Ка-28 на их месте устанавливались Г-образные подножки (их лучше сделать из мягкой проволоки подходящего диаметра);
  • контейнеры надувных баллонетов на себя не похожи, необходимо их доработать;
  • антенна (деталь 84) устанавливается только по правому борту, это хорошо видно на фотографиях Ка-28;
  • ориентирные бомбы (детали 81, 82) на Ка-28 не применялись;
  • радиомаркер (детали 72, 73) так же применялся только на Ка-27ПС;
  • шасси на модели можно выполнить в двух вариантах – обжатом и, полетном, не обжатом (модель комплектуется прозрачной подставкой);
  • колеса носовых стоек шасси явно маловаты в диаметре;
  • поручни, которых на вертолете множество лучше изготовить самостоятельно из мягкой проволоки подходящего диаметра;
  • несущие винты можно выполнить в сложенном варианте (укор “Звезде”), но проблем со сборкой несущей системы очень много, большинство мелких деталей необходимо отправить в мусорное ведро (в этом вопросе “Звезда” выигрывает);
  • про остекление лучше вообще не говорить, сплошной мрак, “звездовское” остекление здесь просто шедевр, хотя задумка у Amodel была хорошая, а выполнение…;
  • дворники на лобовое стекло сделаны отдельными деталями (у меня они развалились в руках при обработке);
  • ПВД (деталь 43) грубоват, у “Звезды” здесь все в порядке.

Этот перечень можно было продолжать, но я не стану злоупотреблять Вашим вниманием. Перейдем к покраске.

В инструкции предлагается два варианта окраски – Ка-28 ВМС Югославии и Ка-28 ВМС Индии. Я выбрал югославский вариант. Весь вертолет красится в светлый голубовато-серый цвет (Light Blue Grey), красил аэрографом нитрокраской. Лопасти несущих винтов светло серые. Декаль достаточно богатая, с техническими надписями и значками. Качество декали достаточно высокое. При нанесении декали я использовал DecalFix от Humbrol.

Все мои старания были вознаграждены, теперь на моей полочке стоит первая (в моей коллекции) винтокрылая машина Югославии.

 

Заключение.

 

Модель Ка-28 от Amodel выполнена по технологии ЛНД и поэтому весьма трудновата в сборке. Модель имеет определенные преимущества, а равно и недостатки по сравнению с Ка-27 от “Звезды”. Ка-28 можно рекомендовать только опытным моделистам. Остальным лучше собрать более аккуратный и приятный в сборке Ка-27 от “Звезды”.

 

Литература:

 

“Крылья Родины” № 10/1995, № 7/1996, № 5/2000,

“Авиация” № 3,

“Крылья над морем” (Мир Авиации),

“Вертолеты” серия “Современная авиация” (АСТ).

 

На фотографии Ка-28 ВМФ Индии (бортовой 582) указаны:

  1. Г-образная подножка.
  2. Отсутствие элюминатора за кабиной пилотов.
  3. Отсутствие подвески ориентирной бомбы.

 

 

Сергей Федяшов

г.Новошахтинск

 

Hosted by uCoz