|
|
“Гадюка” против “Рожденного воином”. |
В 1999 году Italeri
выпустила новую модель вертолета в 48-м масштабе –
AH-1Z Viper (Гадюка) (кат.
№858). Эта модель продолжает серию “Кобр” от Италери - №833
AH-1W Super Cobra и №835
AH-1T Sea Cobra . Модель
состоит из 136 деталей из светло-серого пластика на трех
литника и литника с шестью прозрачными деталями. В комплект
входит понятная и доходчивая инструкция, а также декаль на
один вариант окраски опытного экземпляра авиации ВМФ США.
Вертолет.
AH-1Z Viper в
некоторых средствах массовой информации носит название
King Cobra (Королевская
Кобра). Фирма “Белл-текстрон” c
1997 года с вертолетом AH-1Z
участвует в тендере проводимом правительством Турции.
Результатом тендера должна стать закупка 145 современных
боевых вертолетов для оснащения армейской авиации Турции.
Помимо AH-1Z в тендере
участвуют AH-64D “Апачи”
фирмы “Боинг”, “Тигр” НСР фирмы “Еврокоптер”, А129
“Мангуста-Интернешнл” фирмы “Агуста” и наш российский
Ка-50-2 “Эрдоган” (Рожденный воином) фирмы Камов совместно с
израильской IAI.
История создания AH-1Z
такова. В начале восьмидесятых годов была создана очередная
модификация знаменитого боевого вертолета - AH-1W
“Супер Кобра”. Вертолет пошел в серийное производство и
поступил на вооружение корпуса морской пехоты ВМФ США. Эти
вертолеты с незначительными изменениями поступали на
вооружение и в некоторые другие страны. Конструкторы фирмы
Белл продолжили совершенствование своего детища. В связи с
тем, что АН-1 от модификации к модификации набирал в весе
двухлопастной несущий винт, верой и правдой служивший на
белловских вертолетах с 1947 года, себя исчерпал. “Кобра”
выбрала все резервы, заложенные в первоначальную
конструкцию. Поэтому с середины 80-х годов начала
проводиться исследовательская программа по созданию
четырехлопастного бесшарнирного несущего винта нового
поколения. Новый винт установили на “Супер Кобру”, вертолет
получил название 4BW .
Летные данные резко улучшились, в ходе летных испытаний
летчики совершали бочки, ранее на “Кобрах” не выполнявшиеся.
В дальнейшем на базе 4BW
был разработан более совершенный вариант вертолета – модель
“449”. Применение четырехлопастного винта позволило
увеличить взлетную массу на 900 кг без ухудшения летных
характеристик и разместить на крыльях еще по одному
дополнительному узлу подвески. Но в связи с сокращением
военных расходов флот принял решение не закупать новый
вариант “Кобры” и не устанавливать четырехлопастные винты на
находящиеся в эксплуатации вертолеты.
С объявлением Турцией тендера на боевой вертолет
появилась новая возможность для фирмы “Белл” продвинуть на
рынок вооружений свое новое детище. Кардинально доработанная
“Кобра”, представленная на тендер получила название
AH-1Z Viper (King Cobra ) от
AH-1W она отличалась:
- установкой нового четырехлопастного несущего винта
(1);
- установкой нового четырехлопастного рулевого винта
(2);
- переносом рулевого винта на другую сторону килевой
балки, винт стал толкающим (3);
- установкой концевых шайб на горизонтальном оперении
для улучшения путевой устойчивости
(4);
установкой нового крыла, увеличенной площади и размаха
(5);
на законцовках крыла появилась возможность подвески
ракет “воздух-воздух” AIM -9
“Сайдуиндер” (6);
на новых пилонах под крылом подвешивались блоки НУРСов
и 8 “Хеллфайров” (7);
за редукторным отсеком, между двигателями
расположилась вспомогательная силовая установка (ВСУ) (8);
обновлено БРЭО и приборное оборудование кабин экипажа
(9).
Краткие ТТД AH-1Z :
Диаметр несущего винта – 14,63 м; длинна фюзеляжа – 13,87
м; максимальная скорость – 352 км/ч; дальность полета –750
км.
Итоги тендера на момент написания статьи еще не
подведены и кто знает, быть может через некоторое время в
небе над Турцией появятся новые “Кинг Кобры”.
Модель.
Итак, у нас в руках модель фирмы Italeri
№858 AH-1Z Viper в 48-м
масштабе. Отливки оставляют приятное впечатление, все отлито
чисто и аккуратно, без облоя и утяжин, одним словом в духе
Italeri . Правда расшивка
не в духе со временем – внешняя, но тонкая и аккуратная.
Показаны заклепочные швы. Эта модель появилась в следствии
модернизации прежних моделей “Кобр” №833 и №835 (см. выше).
Унификация этих моделей имеет свои плюсы и минусы.
О хорошем. AH-1Z №858
в пластике отличается от AH-1W
№833 присутствием дополнительного литника D
на котором размещены детали отличающие модификацию Z
от W (новые
четырехлопастные несущий и рулевой винты, новый редуктор
рулевого винта, новые крылья и пилоны подвесного вооружения,
концевые шайбы на горизонтальное вооружение, обтекатель ВСУ).
Одним словом из набора №858 Вы можете собрать и AH-1Z
и AH-1W (детали для
W в наборе
присутствуют).
О плохом. Ну не умеют итальянцы делать кабины! Им бы
поучиться у “Тамии”, “Драгона” или хотя бы у “Академи”.
Оборудование кабины экипажа нельзя назвать бедным, но и
реалистичным тоже не назовешь. Приборные доски никак не
похожи на настоящие. Если для 72-го масштаба “это” и прошло
бы, то для 48-го явно слабовато. Просто беда у “Италери” с
приборными досками. Оборудование кабины экипажа, данное в
модели, для AH-1W , но у
AH-1Z оборудование
кабины совсем другое, с широким использованием ЖК мониторов.
У “Италери” нет и намека на это. Здесь с отрицательной
стороны сказалась унификация моделей. Видимо разработчики
модели оставили поле для деятельности самим моделистам.
Правильно! Нечего расхолаживаться, так и квалификацию
потерять не долго. Тем более, что с переходом авиастроителей
на большие ЖК индикаторы у моделистов явно облегчилась
жизнь. Технологию изготовления “приборок” см. в Моделизме
№3/2000 в статье посвященной “италовскому” Ка-50 в 48-м
масштабе. К сожалению мне не удалось встретить в доступной
литературе фотографий кабин AH-1Z .
Во втором томе двухтомника “Вертолеты” издательства АСТ на
странице 37 приводится фотография перспективной кабины
оператора вооружения вертолета AH-1W .
Я решил, что этот вариант наиболее близок к рассматриваемому
AH-1Z . Кабину пилота
пришлось делать по аналогии.
Остекление кабины дано одной деталью, тонкое и
прозрачное. При желании двери оператора вооружения и пилота
можно отрезать и приклеить в открытом положении.
Трехствольная пушечная установка полностью подвижная.
Поворотной сделана и обзорно-прицельная станция. Вообще
раздеталирована модель довольно подробно. Хорошо показано
подвесное вооружение – два “Сайдуиндера”, два блока НУРС,
восемь “Хеллфайров”. Лопасти четырехлопастного несущего
винта имеют провисание (что в моделях встречается не часто).
Собираемость тоже на высоком уровне, характерном для моделей
разработки “Италери”. Шпаклевка практически не требуется.
Камуфляж вертолета не сложный. Нижние и боковые
поверхности – Light Ghost Gray ,
верхние поверхности – Flat Gull Gray .
Декаль традиционно высокого качества на один вариант ВМФ
США. Служебные надписи и опознавательные знаки уменьшенной
заметности.
Вывод.
Хорошо, что появилась еще одна модель боевого вертолета в
48-м масштабе. Будет ли AH-1Z
производиться серийно – покажет время, а на данный момент
этот вертолет интересен тем, что наглядно показывает чего
можно добиться постепенной модификацией базовой машины за 35
лет серийного производства. Ну, а те моделисты, которые
предпочитают воевавшие вертолеты, без проблем смогут из
этого набора построить AH-1W.
Литература.
Двухтомник “Вертолеты” АСТ 1997 г.;
Журнал “Авиация и Космонавтика вчера,
сегодня, завтра” № 10/1997;
Журналы “Вестник Авиации и Космонавтики”,
“Авиасалоны мира” и др.
На схеме показаны отличия AH-1Z
от AH-1W (см. по
тексту).
Сергей Федяшов
г.Новошахтинск
|
|
|