“Гадюка” против “Рожденного воином”.

В 1999 году Italeri выпустила новую модель вертолета в 48-м масштабе – AH-1Z Viper (Гадюка) (кат. №858). Эта модель продолжает серию “Кобр” от Италери - №833 AH-1W Super Cobra и №835 AH-1T Sea Cobra. Модель состоит из 136 деталей из светло-серого пластика на трех литника и литника с шестью прозрачными деталями. В комплект входит понятная и доходчивая инструкция, а также декаль на один вариант окраски опытного экземпляра авиации ВМФ США.

 

Вертолет.

 

AH-1Z Viper в некоторых средствах массовой информации носит название King Cobra (Королевская Кобра). Фирма “Белл-текстрон” c 1997 года с вертолетом AH-1Z участвует в тендере проводимом правительством Турции. Результатом тендера должна стать закупка 145 современных боевых вертолетов для оснащения армейской авиации Турции. Помимо AH-1Z в тендере участвуют AH-64D “Апачи” фирмы “Боинг”, “Тигр” НСР фирмы “Еврокоптер”, А129 “Мангуста-Интернешнл” фирмы “Агуста” и наш российский Ка-50-2 “Эрдоган” (Рожденный воином) фирмы Камов совместно с израильской IAI.

История создания AH-1Z такова. В начале восьмидесятых годов была создана очередная модификация знаменитого боевого вертолета - AH-1W “Супер Кобра”. Вертолет пошел в серийное производство и поступил на вооружение корпуса морской пехоты ВМФ США. Эти вертолеты с незначительными изменениями поступали на вооружение и в некоторые другие страны. Конструкторы фирмы Белл продолжили совершенствование своего детища. В связи с тем, что АН-1 от модификации к модификации набирал в весе двухлопастной несущий винт, верой и правдой служивший на белловских вертолетах с 1947 года, себя исчерпал. “Кобра” выбрала все резервы, заложенные в первоначальную конструкцию. Поэтому с середины 80-х годов начала проводиться исследовательская программа по созданию четырехлопастного бесшарнирного несущего винта нового поколения. Новый винт установили на “Супер Кобру”, вертолет получил название 4BW. Летные данные резко улучшились, в ходе летных испытаний летчики совершали бочки, ранее на “Кобрах” не выполнявшиеся. В дальнейшем на базе 4BW был разработан более совершенный вариант вертолета – модель “449”. Применение четырехлопастного винта позволило увеличить взлетную массу на 900 кг без ухудшения летных характеристик и разместить на крыльях еще по одному дополнительному узлу подвески. Но в связи с сокращением военных расходов флот принял решение не закупать новый вариант “Кобры” и не устанавливать четырехлопастные винты на находящиеся в эксплуатации вертолеты.

С объявлением Турцией тендера на боевой вертолет появилась новая возможность для фирмы “Белл” продвинуть на рынок вооружений свое новое детище. Кардинально доработанная “Кобра”, представленная на тендер получила название AH-1Z Viper (King Cobra) от AH-1W она отличалась:

  • установкой нового четырехлопастного несущего винта (1);
  • установкой нового четырехлопастного рулевого винта (2);
  • переносом рулевого винта на другую сторону килевой балки, винт стал толкающим (3);
  • установкой концевых шайб на горизонтальном оперении для улучшения путевой устойчивости (4);
  • установкой нового крыла, увеличенной площади и размаха (5);
  • на законцовках крыла появилась возможность подвески ракет “воздух-воздух” AIM-9 “Сайдуиндер” (6);
  • на новых пилонах под крылом подвешивались блоки НУРСов и 8 “Хеллфайров” (7);
  • за редукторным отсеком, между двигателями расположилась вспомогательная силовая установка (ВСУ) (8);
  • обновлено БРЭО и приборное оборудование кабин экипажа (9).

Краткие ТТД AH-1Z: Диаметр несущего винта – 14,63 м; длинна фюзеляжа – 13,87 м; максимальная скорость – 352 км/ч; дальность полета –750 км.

Итоги тендера на момент написания статьи еще не подведены и кто знает, быть может через некоторое время в небе над Турцией появятся новые “Кинг Кобры”.

 

Модель.

Итак, у нас в руках модель фирмы Italeri №858 AH-1Z Viper в 48-м масштабе. Отливки оставляют приятное впечатление, все отлито чисто и аккуратно, без облоя и утяжин, одним словом в духе Italeri. Правда расшивка не в духе со временем – внешняя, но тонкая и аккуратная. Показаны заклепочные швы. Эта модель появилась в следствии модернизации прежних моделей “Кобр” №833 и №835 (см. выше). Унификация этих моделей имеет свои плюсы и минусы.

О хорошем. AH-1Z №858 в пластике отличается от AH-1W №833 присутствием дополнительного литника D на котором размещены детали отличающие модификацию Z от W (новые четырехлопастные несущий и рулевой винты, новый редуктор рулевого винта, новые крылья и пилоны подвесного вооружения, концевые шайбы на горизонтальное вооружение, обтекатель ВСУ). Одним словом из набора №858 Вы можете собрать и AH-1Z и AH-1W (детали для W в наборе присутствуют).

О плохом. Ну не умеют итальянцы делать кабины! Им бы поучиться у “Тамии”, “Драгона” или хотя бы у “Академи”. Оборудование кабины экипажа нельзя назвать бедным, но и реалистичным тоже не назовешь. Приборные доски никак не похожи на настоящие. Если для 72-го масштаба “это” и прошло бы, то для 48-го явно слабовато. Просто беда у “Италери” с приборными досками. Оборудование кабины экипажа, данное в модели, для AH-1W, но у AH-1Z оборудование кабины совсем другое, с широким использованием ЖК мониторов. У “Италери” нет и намека на это. Здесь с отрицательной стороны сказалась унификация моделей. Видимо разработчики модели оставили поле для деятельности самим моделистам. Правильно! Нечего расхолаживаться, так и квалификацию потерять не долго. Тем более, что с переходом авиастроителей на большие ЖК индикаторы у моделистов явно облегчилась жизнь. Технологию изготовления “приборок” см. в Моделизме №3/2000 в статье посвященной “италовскому” Ка-50 в 48-м масштабе. К сожалению мне не удалось встретить в доступной литературе фотографий кабин AH-1Z. Во втором томе двухтомника “Вертолеты” издательства АСТ на странице 37 приводится фотография перспективной кабины оператора вооружения вертолета AH-1W. Я решил, что этот вариант наиболее близок к рассматриваемому AH-1Z. Кабину пилота пришлось делать по аналогии.

Остекление кабины дано одной деталью, тонкое и прозрачное. При желании двери оператора вооружения и пилота можно отрезать и приклеить в открытом положении. Трехствольная пушечная установка полностью подвижная. Поворотной сделана и обзорно-прицельная станция. Вообще раздеталирована модель довольно подробно. Хорошо показано подвесное вооружение – два “Сайдуиндера”, два блока НУРС, восемь “Хеллфайров”. Лопасти четырехлопастного несущего винта имеют провисание (что в моделях встречается не часто). Собираемость тоже на высоком уровне, характерном для моделей разработки “Италери”. Шпаклевка практически не требуется.

Камуфляж вертолета не сложный. Нижние и боковые поверхности – Light Ghost Gray, верхние поверхности – Flat Gull Gray. Декаль традиционно высокого качества на один вариант ВМФ США. Служебные надписи и опознавательные знаки уменьшенной заметности.

 

Вывод.

 

Хорошо, что появилась еще одна модель боевого вертолета в 48-м масштабе. Будет ли AH-1Z производиться серийно – покажет время, а на данный момент этот вертолет интересен тем, что наглядно показывает чего можно добиться постепенной модификацией базовой машины за 35 лет серийного производства. Ну, а те моделисты, которые предпочитают воевавшие вертолеты, без проблем смогут из этого набора построить AH-1W.

 

Литература.

 

Двухтомник “Вертолеты” АСТ 1997 г.;

Журнал “Авиация и Космонавтика вчера, сегодня, завтра” № 10/1997;

Журналы “Вестник Авиации и Космонавтики”, “Авиасалоны мира” и др.

 

На схеме показаны отличия AH-1Z от AH-1W (см. по тексту).

 

 

Сергей Федяшов

г.Новошахтинск

 

 

Hosted by uCoz