"Аллигатор" атакует с неба.

Ка-52 "Аллигатор". Российский боевой вертолет. ЗВЕЗДА/ITALERI (Россия/Италия) кат. №7224/005.

Характеристика модели:

Масштаб -1:72.

Тип модели - литая.

Количество деталей - 112 из светло-серого пластика, 3 прозрачных детали.

Расшивка - внутренняя (частично внешняя).

Декаль на один вариант окраски, бортовой №061.

Модель Ка-52 не является новинкой в полном смысле этого слова. Как и было в реальном вертолете большая часть деталей использована от Ка-50. Изменения в основном коснулись фюзеляжа, полностью изменена головная часть. В модели новая кабина экипажа и остекление, имеется ОЛС "Самшит-Э", в носовом обтекателе монтируется ОПС "Ротор", над колонкой несущих винтов можно установить обтекатель с антенной РЛС. Вооружение дополнено ракетой "воздух-воздух" Р-73, специальным пилоном для нее и ракетой "воздух-земля" Х-25Л. Остальные детали остались в наследство от модели Ка-50.

Несколько слов о расшивке. На фюзеляже внешняя расшивка заменена на внутреннюю. Но сделано это довольно грубовато. Такое впечатление, что модель делалась второпях. Если уж перешивали расшивку, то можно было бы и исправить многочисленные неточности, выявленные еще на Ка-50. Но не тут то было, даже осталась на месте ужасная клепка "а ля ревелл". На тех деталях, которые достались "Аллигатору" в наследство от "Черной акулы", сохранилась старая, внешняя расшивка. Пришлось потратить некоторое количество мелкой наждачной бумаги и времени на устранение клепки и внешней расшивки. Всю внешнюю расшивку заменил на внутреннюю (крылья, мотогондолы, шайбы вертикального оперения).

Геометрия модели. Модель я сравнивал с чертежами А.Михеева из второго издания книги "Ка-50/50Н/52" издательства POLYGON. Фюзеляж модели оказался длиннее на 2,5 мм, нарушены пропорции киля и руля направления, киль выше, чем надо, не верна геометрия передней кромки крыльев, сильно заужена хорда лопастей несущих винтов, втулки винтов не соответствуют чертежам и фотографиям ни по форме, ни по размерам, расшивка искажена, особенно в хвостовой части. Но, не смотря на все эти недостатки, модель довольно точно передает облик Ка-52, тем более, что особой альтернативы модели нет, не считая модель Ка-52 от "А-модел" выполненную по технологии литья под низким давлением, а это уже на любителя.

Кабина собирается из девяти деталей. Основание отлито в одну деталь вместе с боковыми пультами. На задней стенке кабины имеется имитация буксировочных двигателей системы катапультирования пилотов. К ручке управления от Ка-50 добавилась вторая. То же и с катапультируемыми креслами. А с приборной доской у ITALERI опять беда, какое то нагромождение "будильников", а на фотографиях четко видно четыре многофункциональных жидко-кристаллических индикатора. Пришлось опять переделывать "приборку". В этот раз ЖК индикаторы я сделал из наклеек на видеокассеты подходящего цвета. Бинокуляр оптической системы правого пилота устанавливать не стал, т.к. на Ка-52 во время первого полета эта система не стояла, а как было сказано выше, для себя я решил делать вертолет в конфигурации на момент совершения первого полета. При возможности я рекомендую Вам приобрести кабину на Ка-52 от фирмы "НеОмега", их изделие просто шедевр и предназначено именно для этой модели (см. фото). Красится кабина экипажа в следующие цвета: борта кабины и задняя стенка - защитный зеленый, все остальное - черный. Катапультируемые кресла - черные, привязные ремни - серые.

Фюзеляж. Исправлять неточности в геометрии и расшивке я не стал. Посчитал эти недостатки несущественными. А вот многочисленные заклепки устранил мелкой наждачной бумагой. И хотя при сборке фюзеляжа особых проблем не возникло, без шпаклевки не обошлось. Пришлось шпаклевать стыки двигательных отсеков в районах воздухозаборников. Перед склейкой половин фюзеляжа срезал антенну, отлитую вместе с одной из половин, чтобы она не мешала обработке клеевых швов. Антенну установил на место в конце сборки, перед окраской, вместе с другой мелочевкой. Основное время при сборке фюзеляжа было потрачено на изготовление новой носовой части под БРЛС "Арбалет". Из положения я вышел следующим образом. Среди запчастей от старых моделей нашел носовой обтекатель от "нововского" "Линкса". Там их два вида, нужен более широкий и тупой. Обтекатель склеил и укоротил до необходимой длины (см. чертежи). Внутреннюю полость обтекателя заполнил двухкомпонентной шпаклевкой EPOXY PUTTY фирмы TAMIYA (две палочки в виде пластилина, смешиваются в равной пропорции, после высыхания полученная масса напоминает пластмассу) и всю эту конструкцию приклеил на место. После высыхания (двое суток) новый нос довел до необходимой конфигурации с помощью надфилей и наждачной бумаги. В некоторых местах пластик сточился до застывшей двухкомпонентной шпаклевки. Это не страшно, высохшая шпаклевка обрабатывается так же, как и пластик. Получившийся новый нос зачистил мелкой наждачной бумагой и отполировал. Затем в носу я установил ПВД с датчиками угла атаки и скольжения (в комплекте имеется как наследство от Ка-50).

 

Крылья. При сборке проблем нет. Я устранил на собранных крыльях клепку и внешнюю расшивку. Новую расшивку нарезал резаком по имеющимся чертежам. На крыльевых контейнерах устранил имитацию кассет устройства выброса пассивных помех УВ-26. Во-первых, имитация не верна, во-вторых, на вертолете во время первого полета вместо УВ-26 стояли заглушки с нанесенными на них "триколорами" РФ.

Стойки шасси, те же, что и на Ка-50, вполне похожи на себя. При желании их можно дополнить имитацией тормозных шлангов, их хорошо видно на фотографиях из упоминавшейся уже книги [1]. В модели применена другая ниша передней стойки шасси, в отличие от Ка-50. Колеса тоже весьма копийны, но при возможности их лучше заменить на колеса от Абоимова. Диски колес красятся в черный блестящий цвет.

Несущая система. Как я уже говорил здесь много неточностей. Больше всего бросается в глаза сильно зауженная хорда лопастей (в 72-м масштабе лопасти должны иметь хорду 7,8 мм, а реально в модели 6 мм). Исправить это не возможно. Вдобавок не верны по форме и размерам втулки винтов не говоря уже о различных других мелких деталях. В создавшемся положении, на мой взгляд, два выхода. Самое простое - оставить все как есть. Второе - использовать несущую систему от модели Ка-52 от "А-Модел", говорят, что в этой модели винты более копийны. Утверждать на 100%, что это так не могу, т.к. сам упомянутую модель не видел. Пришлось оставлять, как есть. Я только доработал несущую систему, чтобы винты вращались в разные стороны, как на настоящем вертолете. Эта технология уже описывалась в "Моделизме" (№9/2000 стр.3). При установке уже собранной несущей системы на модель выяснилось, что нижний винт задевает за ОЭС "Самшит-Э". Пришлось на втулку (дет. В8) вклеивать удлинительное кольцо высотой около 3 мм. Удлинительное кольцо я переделал из детали В11, расточив внутренний диаметр круглым надфилем. Как красить несущую систему подробно указано в инструкции.

Вооружение. В модели имеется следующий комплект вооружения:

- встроенная 30-мм пушка 2А42 (для 72-го масштаба приемлемая копийность);

- два блока 80-мм НУРСов Б-8В20А (так же выполнены не плохо);

- 12 ПТУРов "Вихрь" (весьма похожи);

- одна ракета воздушного боя Р-73 и специальный пилон с АПУ для нее (сделано очень хорошо);

- одна ракета "воздух-поверхность" Х-25Л (а здесь прокол, ракета длиннее на 2,5 мм, чем надо, уже на 1мм, не верны по форме и месте положения крылья и рули управления).

Из всего этого вооружения я не стал применять "не копийную" Х-25Л. На крайнем правом пилоне установил на АПУ Р-73, ближе к фюзеляжу симметрично два Блока НУРСов, на крайнем левом пилоне 6 ПТУР "Вихрь". Небольшой доработке подверглась встроенная 30-мм пушка - на 90 градусов развернул дульный тормоз и высверлил в нем отверстие. В модели новое, более правильное ( в отличии от Ка-50) ограждение пушки (дет. № А85). При вклеивании на место необходимо подготовить посадочные места, срезав лишние выштамповки.

Деталировка. Перед окраской модели приклеиваются различные мелкие детали: антенны на верхней и нижней части фюзеляжа (см. чертежи и фото), воздухозаборники вентиляции двигательных отсеков, ОЭС "Самшит-Э", поручни и подножки. Складную подножку правого пилота (дет. А87) я приклеил в сложенном вверх положении (см. фото), иначе подножка будет мешать отклоняться стволу пушки. Пушка на Ка-50/52 как известно ограниченно подвижная.

Окраска. Судя по всему, черный цвет становится очень популярным у российских авиастроителей. Совсем недавно я собрал "Черный призрак" Ка-58, перед этим собирал "Черную акулу" Ка-50, теперь собираю черный "Аллигатор" Ка-52 и в ближайших планах "Беркут" С-37, тоже черного цвета. Если так дальше пойдет, придется запасаться трехлитровой банкой черной краски. Как Вы уже поняли, весь вертолет красится в черный полу-глянцевый цвет. Я для окраски использовал краску GUNZE SANGYO №92 (SEMI-GLOSS BLAC). Красил аэрографом. В качестве масок на остеклении использовал маскировочную ленту TAMYA. Вооружение красил следующим образом:

- ракета Р-73 - белая, имитация оптического окна ИК ГСН - темно-синяя;

- блоки НУРС - серебристые;

- ПТУР "Вихрь" - оливково-зеленые;

- 30 мм пушка - тонированная вороненая сталь.

Ниши и стойки шасси окрашены в базовый, черный цвет. Штоки амортизаторов, полированная сталь, проимитированы с помощью гелиевой ручки серебристого цвета, эффект потрясающий, единственный недостаток - долго сохнет. БАНО я красил пастой выдавленной из стержней шариковой авторучки и разведенной в прозрачном бутилацетатном лаке в пропорции 1:1, соответственно зеленого и красного цвета. Перед покраской БАНО очистил место покраски от черной краски до пластика. Имитация довольно не плохая, как говорится "дешево и сердито".

Декаль. Вот и подошли к самому мрачному моменту. Прямо скажем, декаль в модели - посредственная. Даже жалко переводить на такую хорошую модель. Декаль является копией "италовской", даже каталожный номер 005 на декали сохранился, а как известно любая копия хуже оригинала. Нечеткие линии, смещения цветов, слабая насыщенность цветов, при нанесении на черную поверхность желтые служебные обозначения стали зелеными, а красные бордовыми. Добавьте сюда слабую деталировку декали, к примеру, отсутствие многочисленных на Ка-52 окантовок лючков. Мне приходилось видеть декаль на упоминавшуюся уже здесь модель Ка-52 от "А-модел". Это просто шедевр по сравнению с ITALERI/Звездой, здесь есть все и качество не в пример лучше. Если есть возможность лучше использовать декаль от "А-модел" (производители декалей делайте выводы!). Мне же пришлось довольствоваться тем, что есть. Для приваривания декали использовал DEKAL-FIX от HUMBROL. Эффект хороший. В итоге еще один "Камов" встал на мою полочку, рядом со своим старшим братом Ка-50.

Вывод. Мне очень нравятся вертолеты ОКБ Камова и, не смотря на многочисленные недостатки, модель мне понравилась, довольно точно передает облик Ка-52. Модель "из коробки" соберет моделист и с небольшим опытом, а доводку модели до более высокого уровня можно рекомендовать более опытным моделистам. Теперь с нетерпением будем ждать появления Ка-52 в 48-м масштабе.

 

Литература:

1. Книга "Ка-50/52" издательства "Любимая книга" 1997 г. (очень хорошие чертежи М 1:72, масса фотографий);

2. Книга "Боевые вертолеты", Минск 1999г.;

3. Журнал "М-Хобби" №1/97 (чертежи, фото);

4. Журналы “Вестник авиации и космонавтики”, “Крылья Родины”, “Авиация и космонавтика”.

5. Сеть "Интернет".

Сергей Федяшов
г.Новошахтинск E-mail: avia48@mail.ru, avia-48@nm.ru.

Hosted by uCoz