Ка-52 "Аллигатор".
Российский боевой вертолет. ЗВЕЗДА/ITALERI (Россия/Италия)
кат. №7224/005. Характеристика
модели:
Масштаб -1:72.
Тип модели - литая.
Количество деталей - 112 из светло-серого пластика, 3
прозрачных детали.
Расшивка - внутренняя (частично внешняя).
Декаль на один вариант окраски, бортовой №061.
Модель Ка-52 не является новинкой в полном
смысле этого слова. Как и было в реальном вертолете большая
часть деталей использована от Ка-50. Изменения в основном
коснулись фюзеляжа, полностью изменена головная часть. В
модели новая кабина экипажа и остекление, имеется ОЛС "Самшит-Э",
в носовом обтекателе монтируется ОПС "Ротор", над колонкой
несущих винтов можно установить обтекатель с антенной РЛС.
Вооружение дополнено ракетой "воздух-воздух" Р-73, специальным
пилоном для нее и ракетой "воздух-земля" Х-25Л. Остальные
детали остались в наследство от модели Ка-50.
Несколько слов о расшивке. На
фюзеляже внешняя расшивка заменена на внутреннюю. Но сделано
это довольно грубовато. Такое впечатление, что модель делалась
второпях. Если уж перешивали расшивку, то можно было бы и
исправить многочисленные неточности, выявленные еще на Ка-50.
Но не тут то было, даже осталась на месте ужасная клепка "а ля
ревелл". На тех деталях, которые достались "Аллигатору" в
наследство от "Черной акулы", сохранилась старая, внешняя
расшивка. Пришлось потратить некоторое количество мелкой
наждачной бумаги и времени на устранение клепки и внешней
расшивки. Всю внешнюю расшивку заменил на
внутреннюю (крылья, мотогондолы, шайбы
вертикального оперения).
Геометрия модели. Модель я сравнивал
с чертежами А.Михеева из второго издания книги "Ка-50/50Н/52"
издательства POLYGON. Фюзеляж модели
оказался длиннее на 2,5 мм, нарушены пропорции киля и руля
направления, киль выше, чем надо, не
верна геометрия передней кромки крыльев, сильно заужена хорда
лопастей несущих винтов, втулки винтов не соответствуют
чертежам и фотографиям ни по форме, ни по размерам, расшивка
искажена, особенно в хвостовой части. Но, не смотря на все эти
недостатки, модель довольно точно передает облик Ка-52, тем
более, что особой альтернативы модели нет, не считая модель
Ка-52 от "А-модел" выполненную по технологии литья под низким
давлением, а это уже на любителя.
Кабина собирается из девяти деталей.
Основание отлито в одну деталь вместе с боковыми пультами. На
задней стенке кабины имеется имитация буксировочных двигателей
системы катапультирования пилотов. К ручке управления от Ка-50
добавилась вторая. То же и с катапультируемыми креслами. А с
приборной доской у ITALERI опять беда,
какое то нагромождение "будильников", а на фотографиях четко
видно четыре многофункциональных жидко-кристаллических
индикатора. Пришлось опять переделывать "приборку". В этот раз
ЖК индикаторы я сделал из наклеек на видеокассеты подходящего
цвета. Бинокуляр оптической системы правого пилота
устанавливать не стал, т.к. на Ка-52 во время первого полета
эта система не стояла, а как было сказано выше, для себя я
решил делать вертолет в конфигурации на момент совершения
первого полета. При возможности я рекомендую Вам приобрести
кабину на Ка-52 от фирмы "НеОмега", их изделие просто шедевр и
предназначено именно для этой модели (см. фото). Красится
кабина экипажа в следующие цвета: борта кабины и задняя стенка
- защитный зеленый, все остальное - черный. Катапультируемые
кресла - черные, привязные ремни - серые.
Фюзеляж. Исправлять неточности в
геометрии и расшивке я не стал. Посчитал эти недостатки
несущественными. А вот многочисленные заклепки устранил мелкой
наждачной бумагой. И хотя при сборке фюзеляжа особых проблем
не возникло, без шпаклевки не обошлось. Пришлось шпаклевать
стыки двигательных отсеков в районах воздухозаборников. Перед
склейкой половин фюзеляжа срезал антенну, отлитую вместе
с одной из половин, чтобы она не мешала
обработке клеевых швов. Антенну установил на место в конце
сборки, перед окраской, вместе с другой мелочевкой. Основное
время при сборке фюзеляжа было потрачено на изготовление новой
носовой части под БРЛС "Арбалет". Из
положения я вышел следующим образом. Среди запчастей от старых
моделей нашел носовой обтекатель от "нововского" "Линкса". Там
их два вида, нужен более широкий и тупой. Обтекатель склеил и
укоротил до необходимой длины (см. чертежи). Внутреннюю
полость обтекателя заполнил
двухкомпонентной шпаклевкой EPOXY PUTTY
фирмы TAMIYA (две палочки в виде
пластилина, смешиваются в равной пропорции, после высыхания
полученная масса напоминает пластмассу) и всю эту конструкцию
приклеил на место. После высыхания (двое суток) новый нос
довел до необходимой конфигурации с помощью надфилей и
наждачной бумаги. В некоторых местах пластик сточился до
застывшей двухкомпонентной шпаклевки. Это не страшно, высохшая
шпаклевка обрабатывается так же, как и
пластик. Получившийся новый нос зачистил мелкой наждачной
бумагой и отполировал. Затем в носу я установил ПВД с
датчиками угла атаки и скольжения (в комплекте имеется как
наследство от Ка-50).
Крылья. При сборке проблем нет. Я
устранил на собранных крыльях клепку и внешнюю расшивку. Новую
расшивку нарезал резаком по имеющимся чертежам. На крыльевых
контейнерах устранил имитацию кассет устройства выброса
пассивных помех УВ-26. Во-первых, имитация не верна,
во-вторых, на вертолете во время первого полета вместо УВ-26
стояли заглушки с нанесенными на них "триколорами" РФ.
Стойки шасси, те же, что и на Ка-50,
вполне похожи на себя. При желании их можно дополнить
имитацией тормозных шлангов, их хорошо видно на фотографиях из
упоминавшейся уже книги [1]. В модели применена другая ниша
передней стойки шасси, в отличие от Ка-50. Колеса тоже весьма
копийны, но при возможности их лучше заменить на колеса от
Абоимова. Диски колес красятся в черный блестящий цвет.
Несущая система. Как я уже говорил
здесь много неточностей. Больше всего бросается в глаза сильно
зауженная хорда лопастей (в 72-м масштабе лопасти должны иметь
хорду 7,8 мм, а реально в модели 6 мм). Исправить это не
возможно. Вдобавок не верны по форме и размерам втулки винтов
не говоря уже о различных других мелких деталях. В создавшемся
положении, на мой взгляд, два выхода. Самое простое - оставить
все как есть. Второе - использовать несущую систему от модели
Ка-52 от "А-Модел", говорят, что в этой модели винты более
копийны. Утверждать на 100%, что это так не могу, т.к. сам
упомянутую модель не видел. Пришлось оставлять, как есть. Я
только доработал несущую систему, чтобы винты вращались в
разные стороны, как на настоящем вертолете. Эта технология уже
описывалась в "Моделизме" (№9/2000 стр.3). При установке уже
собранной несущей системы на модель выяснилось, что нижний
винт задевает за ОЭС "Самшит-Э". Пришлось на втулку (дет. В8)
вклеивать удлинительное кольцо высотой около 3 мм.
Удлинительное кольцо я переделал из детали В11, расточив
внутренний диаметр круглым надфилем. Как красить несущую
систему подробно указано в инструкции.
Вооружение. В модели имеется
следующий комплект вооружения:
- встроенная 30-мм пушка 2А42 (для 72-го масштаба
приемлемая копийность);
- два блока 80-мм НУРСов Б-8В20А (так же выполнены не
плохо);
- 12 ПТУРов "Вихрь" (весьма похожи);
- одна ракета воздушного боя Р-73 и специальный пилон с АПУ
для нее (сделано очень хорошо);
- одна ракета "воздух-поверхность" Х-25Л (а здесь прокол,
ракета длиннее на 2,5 мм, чем надо, уже на 1мм, не верны по
форме и месте положения крылья и рули управления).
Из всего этого вооружения я не стал применять "не копийную"
Х-25Л. На крайнем правом пилоне установил на АПУ Р-73, ближе к
фюзеляжу симметрично два Блока НУРСов, на крайнем левом пилоне
6 ПТУР "Вихрь". Небольшой доработке подверглась встроенная
30-мм пушка - на 90 градусов развернул дульный тормоз и
высверлил в нем отверстие. В модели новое, более правильное (
в отличии от Ка-50) ограждение пушки (дет. № А85). При
вклеивании на место необходимо подготовить посадочные места,
срезав лишние выштамповки.
Деталировка. Перед окраской модели
приклеиваются различные мелкие детали: антенны на верхней и
нижней части фюзеляжа (см. чертежи и фото), воздухозаборники
вентиляции двигательных отсеков, ОЭС "Самшит-Э", поручни и
подножки. Складную подножку правого пилота (дет. А87) я
приклеил в сложенном вверх положении (см. фото), иначе
подножка будет мешать отклоняться стволу пушки. Пушка на
Ка-50/52 как известно ограниченно подвижная.
Окраска. Судя по всему,
черный цвет становится очень популярным у российских
авиастроителей. Совсем недавно я собрал "Черный призрак"
Ка-58, перед этим собирал "Черную акулу" Ка-50, теперь собираю
черный "Аллигатор" Ка-52 и в ближайших планах "Беркут" С-37,
тоже черного цвета. Если так дальше пойдет, придется
запасаться трехлитровой банкой черной краски. Как Вы уже
поняли, весь вертолет красится в черный полу-глянцевый цвет. Я
для окраски использовал краску GUNZE SANGYO
№92 (SEMI-GLOSS BLAC). Красил
аэрографом. В качестве масок на остеклении использовал
маскировочную ленту TAMYA. Вооружение
красил следующим образом:
- ракета Р-73 - белая, имитация оптического окна ИК ГСН -
темно-синяя;
- блоки НУРС - серебристые;
- ПТУР "Вихрь" - оливково-зеленые;
- 30 мм пушка - тонированная вороненая сталь.
Ниши и стойки шасси окрашены в базовый, черный цвет. Штоки
амортизаторов, полированная сталь, проимитированы с помощью
гелиевой ручки серебристого цвета, эффект потрясающий,
единственный недостаток - долго сохнет. БАНО я красил пастой
выдавленной из стержней шариковой авторучки и разведенной в
прозрачном бутилацетатном лаке в пропорции 1:1, соответственно
зеленого и красного цвета. Перед покраской БАНО очистил место
покраски от черной краски до пластика. Имитация довольно не
плохая, как говорится "дешево и сердито".
Декаль. Вот и подошли к самому мрачному моменту.
Прямо скажем, декаль в модели - посредственная. Даже жалко
переводить на такую хорошую модель. Декаль является копией "италовской",
даже каталожный номер 005 на декали сохранился, а как известно
любая копия хуже оригинала. Нечеткие линии, смещения цветов,
слабая насыщенность цветов, при нанесении на черную
поверхность желтые служебные обозначения стали зелеными, а
красные бордовыми. Добавьте сюда слабую деталировку декали, к
примеру, отсутствие многочисленных на Ка-52 окантовок лючков.
Мне приходилось видеть декаль на упоминавшуюся уже здесь
модель Ка-52 от "А-модел". Это просто шедевр по сравнению с
ITALERI/Звездой, здесь есть все и качество не в пример лучше.
Если есть возможность лучше использовать декаль от "А-модел"
(производители декалей делайте выводы!). Мне же пришлось
довольствоваться тем, что есть. Для приваривания декали
использовал DEKAL-FIX от HUMBROL. Эффект хороший. В итоге еще
один "Камов" встал на мою полочку, рядом со своим старшим
братом Ка-50.
Вывод. Мне очень нравятся вертолеты ОКБ Камова и,
не смотря на многочисленные недостатки, модель мне
понравилась, довольно точно передает облик Ка-52. Модель "из
коробки" соберет моделист и с небольшим опытом, а доводку
модели до более высокого уровня можно рекомендовать более
опытным моделистам. Теперь с нетерпением будем ждать появления
Ка-52 в 48-м масштабе.
Литература:
1. Книга "Ка-50/52" издательства "Любимая книга" 1997 г.
(очень хорошие чертежи М 1:72, масса фотографий);
2. Книга "Боевые вертолеты", Минск 1999г.;
3. Журнал "М-Хобби" №1/97 (чертежи, фото);
4. Журналы “Вестник авиации и космонавтики”, “Крылья
Родины”, “Авиация и космонавтика”.
5. Сеть "Интернет".
Сергей Федяшов
г.Новошахтинск E-mail:
avia48@mail.ru, avia-48@nm.ru. |