Rambler's Top100

 

"Фридрих" из Италии в России!

 
Bf-109F2/4 Messerschmitt ITALERI (Звезда) 1:72.

На двух литниках из светло-серого пластика 48 деталей, четыре прозрачных детали. Крой расшивки внутренний. В “италовской” модели декаль на три варианта окраски: Bf-109F2 - JG26 Франция, декабрь 1941 г.; Bf-109F4 – JG2 Франция, июнь 1942 г. и Bf-109F4/trop – JG27 Северная Африка, сентябрь 1942 г.

Фюзеляж модели в целом имеет правильные обводы и расшивку. Общая длинна фюзеляжа на 1,5 мм не совпадает с чертежами в меньшую сторону (длинна модели должна быть 125,7 мм, а реально – 124,2 мм). В хвостовой части не достает несколько линий расшивки. Этот недостаток легко устранить с помощью резака. Капоты двигателя даны отдельными деталями, что при желании позволяет самостоятельно изготовить и установить на модель двигатель DB601. Я изготавливать имитацию двигателя не стал ввиду отсутствия на момент работы над моделью полной информации на двигатель. При установке капотов не забудьте с помощью тянучки из литника проимитировать рояльную петлю по линии разъема. В связи с тем, что пулеметы MG-17 под капотом устанавливались со смещением, должен быть виден ствол только левого пулемета. Ствол правого пулемета необходимо убрать. В хвостовой части модели (собирается отдельно из двух деталей) показаны наружные усиливающие накладки. На руле поворота (дан отдельной деталью) отсутствует триммер и БАНО. Их не трудно изготовить самому. В комплекте модели есть противопылевой фильтр устанавливаемый на воздухозаборник нагнетателя на тропических модификациях "Фридриха". Модель комплектуется двумя видами маслорадиаторов, обычным и увеличенным для модификаций оснащенных системой GM-1. На обоих маслорадиаторах отсутствует имитация выходного совка. Придется прорезать его самому с помощью резака и линейки. Маслорадиатор и этиленгликолевые радиаторы следует дополнить вертикальными перегородками из тонкого пластика, их хорошо видно на чертеже вида спереди. У маслорадиатора одна перегородка, а у крыльевых радиаторов по три.

Крыло. Размах крыла на модели меньше чем необходимо на 4,2 мм (должен быть – 139,7 мм, а на самом деле – 135,5 мм). Устранить этот недостаток проблематично. Общая форма крыла и расшивки в целом неплохая. Вот только несколько великовата хорда предкрылков. На элеронах присутствует довольно приличная имитация провисания полотна, это касается и рулей высоты. При сборке крыла следует помнить, что выход крыльевых радиаторов никогда не закрывался полностью, всегда оставалась щель для выхода охлаждающего воздуха! Имитация силового набора на верхних половинах крыла видимая через ниши шасси не имеет ничего общего с реальностью. Через нишу шасси у “мессера” видно только две нервюры. Имитируется с помощью тонкой “сметанки” и тянучек из литников.

Горизонтальное оперение ложится в чертежи практически идеально. Имитация провисания полотна на рулях высоты, как говорилось выше, неплохая.

Винт собирается из пяти деталей, лопасти отдельно, но это не вызывает трудностей при сборке. И кок винта, и лопасти сделаны хорошо.

Шасси для 72-го масштаба выполнены весьма неплохо. Колеса основного шасси имеют протектор и характерную форму дисков для "фридрихов". Створки шасси следует немного сточить для уменьшения толщины, а стойки можно дополнить имитацией тормозных шлангов. Хвостовая опора и колесо сделаны одной деталью.

Кабина воспроизведена в модели довольно хорошо для 72-го масштаба. В своем составе она имеет: основание, кресло пилота с имитацией привязных ремней, ручку управления, приборную доску с рельефно отштампованными приборами, на половинках фюзеляжа рельефно даны боковые панели и пульты. Все это производит хорошее впечатление и приемлемую достоверность. При сборке кабины я особых доработок не делал, только сточил рельефные "приборы" на приборной доске и перевел на нее декаль из комплекта "Траверс" на Bf-109. По моему мнению "приборка" стала более достоверной.

Остекление традиционное для "Италери" - чистое и прозрачное. Впечатление портит излишняя толщина, из за этого фонарь кабины лучше сделать закрытым, хотя комплектация модели позволяет сделать и открытую кабину. В откидной части фонаря устанавливается бронезаголовник (дет. 32А). Эту деталь, из за чрезмерной толщины, лучше изготовить самостоятельно из тонкого полистирола или с помощью надфиля довести до приемлемой толщины. В комплекте модели два варианта козырька фонаря - с бронестеклом и без. Один интересный момент в остеклении - треугольное стекло под козырьком. Судя по фотографиям и чертежам, из различных источников, слева это треугольное стекло присутствовало всегда. Справа на многих машинах стекло заменялось металлической пластиной с отверстием для стрельбы из ракетницы. На своей модели я так и сделал.

Вооружение. Кроме штатно вооруженного, 20-мм пушкой и двумя 7,92 мм пулеметами, "фридриха" модель предоставляет возможность сделать специальный, с двумя дополнительными крыльевыми пушками, вариант Адольфа Галланда. Наружная подвеска представлена адаптером и на выбор либо подвесным топливным баком либо бомбой.

Покраска и отделка. В инструкции и декали представлены три варианта окраски. Вариант "А" принадлежит упоминавшемуся Адольфу Галладу, Франция 1941 год. Вариант "В" тоже "французский", только 1942 года. Третий вариант "С" - Северная Африка, 27-я "ягдгруппа", 1942 год. Я же хотел иметь "мессер" с Восточного фронта, для этого пришлось приобрести декаль на Bf-109 от Ростовской фирмы Travers. В этой декали "фридрихам" принадлежит четыре варианта окраски, из них два повторяют "италовские", еще один тоже "африканский" и четвертый вариант - JG54 "Зеленое сердце" в зимнем камуфляже 1942 года. Его я и выбрал. Технология окраски ничем не отличается от ранее применявшийся, поэтому останавливаться на ней подробно не буду. Декали "Траверс" традиционно хорошего качества, для их "приваривания" я использовал обычный одеколон. Некоторые элементы на декали "Италери" мне показались выполненными лучше, их я и использовал. Результаты работы меня удовлетворили.

Вывод. Хорошая модель, хотя и не без недостатков. Самый большой и трудно устранимый - меньший размах крыла на 4,2 мм. Собирается просто, можно рекомендовать и начинающим моделистам. В редакции "Звезды" модель скорее всего будет комплектоваться другими декалями (честно говоря, сам я "звездовскую" модель еще не видел). Любителям большой точности и копийности придется потрудиться над увеличением размаха крыла или приобрести модель другой фирмы.

Литература и чертежи.

  1. АэроПлан No.13 (на мой взгляд самые лучшие чертежи "фридриха" от Александра Русецкого, масштаб 1/48).
  2. Истребители Як-1,7,9,3 / Bf-109 (Авиация и космонавтика №5-6.99).
  3. Мессершмитт Bf-109 "Белая-серия" М-Хобби 1994.
  4. Крылья Люфтваффе, часть пятая: Мессершмитт, 1995.
  5. Журналы "Крылья Родины", "Авиация и космонавтика".

Сергей Федяшов

г. Новошахтинск

E-mail: avia-48@hm.ru, avia48@mail.ru

 

© Alexandrov D.A. 2004г.

Hosted by uCoz