Сборная модель вертолета Ка-27 фирмы
"ЗВЕЗДА" No.7214 в масштабе 1/72.
Комплектность: В комплекте 2 литника из серого
пластика с 98 деталями(крой расшивки внутренний, достаточно
аккуратный с заклепочными швами “а ля ревелл”, показанными
внешней расшивкой), один литник с 7 прозрачными деталями,
декаль с 8 позициями (номера, звезды, флаги, технических
надписей нет), инструкция и красочная коробка.
Общая характеристика: Первое знакомство с очередной
новинкой “ЗВЕЗДЫ” вызвало двоякое чувство. С одной стороны
радостное – появилась еще одна модель российского современного
вертолета, которую давно ждали. С другой стороны общее
качество модели явно не тянет на 21 век, появись эта модель
лет 10 – 15 назад – можно было бы кричать “ура”, а
сегодня она не соответствует
современным требованиям в моделизме. Взять хотя бы для примера
большое количество облоя, особенно на мелких деталях. Но обо
всем по порядку.
Сначала необходимо выяснить – какая модификация “двадцать
седьмого” лежит в коробке? После длительного изучения всех
доступных мне материалов по Ка-27 я пришел к выводу, что
модель от “ЗВЕЗДЫ” ближе к Ка-27ПС (поисково–спасательный). На
противолодочном варианте другое размещение бортовых
элюминаторов и отсутствует дверь на правом борту. Таким
образом из деталей лежащих в коробке я решил собрать именно
поисково-спасательный Ка-27. При желании можно сделать и
Ка-27ПЛ, но для этого будет необходимо прорезать окна
элюминаторов в новых местах и заделать ненужные элюминаторы, а
также дверь на правом борту. Кстати на коробке нарисован
именно Ка-27ПС .
Теперь познакомимся с моделью поближе.
Кабина. Деталировка кабины пилотов довольно бедная,
в стиле NOVO/FROG. Показан
пол кабины, задняя переборка, приборная доска, кресла пилотов,
ручка управления и ручка шаг-газа. За неимением фотографий
кабины Ка-27 в моих материалах оставил все как есть посадив в
кресла пилотов (модель фигурками пилотов не комплектуется),
чтобы хоть как-то скрыть бедную деталировку. Остается уповать
на НеОмегу. Будем надеется, что она порадует нас своим новым
шедевром на Ка-27.
Ротор. В целом несущая система с соосными винтами
для 72-го масштаба выполнена неплохо, хотя и упрощенно.
Большую помощь мне оказали фотографии реальных вертолетов.
Провисание лопастей выполнил нагреванием лопасти в горячей
воде и сгибанием по подходящей оправке, самое главное – не
переусердствовать и следить за тем чтобы все лопасти
получились одинаковыми. Окрасил все согласно инструкции.
Фюзеляж. Трудно что-либо сказать о правдивости
расшивки (единственные доступные чертежи Ка-27 в 48-м масштабе
из журнала “Авиация” № 3 изображают модификацию ПЛ), но
впечатление она производит благоприятное. Правда внешний вид
несколько портят переразмеренные заклепки. По ним я прошелся
мелкозернистой шкуркой и заклепки приобрели более копийный
вид. Общая геометрия фюзеляжа достаточно верная при виде
сбоку. Правда передний элюминатор по правому борту должен быть
ниже, это хорошо видно на фотографиях. Исправлять этот
недостаток я не стал посчитав его не очень существенным.
Пришлось удалить продолговатые обтекатели в районе основных
стоек шасси. На левом борту на месте удаленного обтекателя
установил прямоугольный ящик, выточенный из цельного куска
пластика подходящего размера. Вероятно под этим кожухом
располагается привод лебедки ЛПГ-300. Его форму очень хорошо
видно на фотографиях Ка-27ПС с левого борта. Ребра жесткости
имитировал наклеиванием тянучек из литников подходящего
диаметра. На правом борту образовавшееся отверстие заклеил
куском пластика, зашпаклевал и прорезал линию расшикки. Ручка
на двери в хвостовой части правого борта расположена неверно.
Я ее срезал и заменил на имитацию из тянучки. При виде сбоку
фюзеляж имеет слишком прямоугольную форму, хотя в фотографиях
и чертежах прослеживается явная выпуклось боковых панелей.
Исправить это не возможно. Перед склейкой фюзеляжа прошу
обратить внимание на деталь 12. К ней приклеиваются выхлопные
трубы двигателей (дет. 41 и 42) и несущая система. Так вот в
модели выхлопные трубы должны стоять почему-то под прямым
углом, а на фотографиях и чертежах хорошо виден наклон к
хвосту при виде сверху. Этот недостаток легко устраним
срезанием направляющих на детали 12 под выхлопные трубы и
приклеиванием труб под углом 10 градусов к хвосту.
При сборке фюзеляжа особых трудностей не возникло. Нижнюю
часть доработал по чертежам, из-за особенностей литья здесь
полностью отсутствует расшивка. Подвесными баками модель
почему-то не комплектуется (при желании их можно изготовить
самостоятельно).
Хвостовое оперение. Больше всего проблем встретилось
с шайбами вертикального оперения. Во-первых верхняя часть не
верна в плане, во-вторых на моем экземпляре обнаружились
большие утяжины на шайбах. Пришлось полностью зашлифовать всю
расшивку и зашпаклевать утяжины. После устранения утяжин
накатал новые заклепки и
восстановил ребра жесткости приклеиванием тянучек из литников.
Горизонтальное оперение встало на место практически без
проблем, я заменил только подкосы (деталь № 53) на тянучки из
литников соответствующего диаметра и длинны.
Остекление кабины.
У “Звезды” традиционные проблемы
с прозрачными деталями (до “хасегавы” явно далеко). Если к
форме претензий нет, то качество поверхности желает лучшего.
По хорошему счету остекление необходимо было зашкурить и
отполировать, но я поленился это сделать посчитав, что бедная
деталировка кабины не стоит такого труда. По этой же причине
сдвижную дверь по левому борту приклеил в закрытом положении.
Контейнеры надувных баллонетов приклеил без изменений,
добавив только снизу по паре баллонов с сжатым воздухом (их
хорошо видно на фотографиях нижней части вертолета).
Шасси тоже сильно дорабатывать не стал. Желательно
было бы поставить колеса от Абоимова (в его каталоге они
есть), но у меня таковых не оказалось.
Деталировка. По имеющимся фотографиям видно, что
Ка-27ПС в отличии от ПЛ оснащается следующим навесным
оборудованием:
- подъемным устройством – лебедкой ЛПГ-300 у сдвижной
двери по левому борту (изготавливается из тянучек разного
диаметра и сечения, красится в серый цвет, груз с крюком –
чередующиеся красно-белые полосы);
- радиомаркером в хвостовой части фюзеляжа (я его
устанавливать не стал);
- лестницей под сдвижной дверью грузоотсека (из тянучек);
- фарами для освещения груза на внешней подвеске
установленными в нижней части фюзеляжа (см. фото на стр.53
журнала “Авиация № 3);
- двумя внешними фарами расположенными в специальных
блоках справа и слева в носовой части под кабиной пилотов
(выточены из пластика);
- зеркалами заднего обзора (тянучки, тонкий пластик от
упаковок сметаны, сырков и пр.);
- радиоантенной другой формы в хвостовой части фюзеляжа (“сметанка”).
Изготовленные самостоятельно все эти перечисленные детали
здорово оживили модель и придали ей большее сходство с
прототипом.
Окраска и отделка. Красил я модель конечно не по
инструкции. Ка-27ПС имели характерную окраску: носовая часть
фюзеляжа до задних кромок сдвижных дверей пилотов, мотогондолы
двигателей, нижняя часть фюзеляжа ниже уровня сдвижных дверей
пилотов – в серый цвет; средняя часть фюзеляжа, горизонтальное
оперение, стойки шасси – в белый цвет; вертикальное оперение –
в белый цвет, кроме нижней части окрашиваемой в серый цвет;
низ фюзеляжа – красный. Красить модель удобнее до приклеивания
шасси и других мелких деталей. Особенно прошу обратить
внимание на штангу ПВД, она довольно тонкая и хрупкая.
Несколько слов о декалях. Из комплектной декали я использовал
все, кроме звезд на нижнюю часть горизонтального оперения –
они оказались явно переразмеренными. Пришлось воспользоваться
звездами из других декалей, меньшего размера. Жаль, что в
декали нет служебных и технических надписей.
После окончательной отделки модели установил ротор (он
выполнен съемным).
Вывод. Хорошо, что появилась еще одна модель
российского вертолета. Модель не сложна в сборке. Ее можно
рекомендовать даже начинающему моделисту, ну а опытному
моделисту имеется большие возможности для доводки и
совершенствования модели. Путем небольшой конверсии можно
получить различные модификации Ка-32, и конечно Ка-27ПЛ.
Библиография: “Крылья Родины” № 10/1995, № 7/1996, №
5/2000, “Авиация” № 3, “Крылья над морем”(Мир Авиации),
“Вертолеты” серия “Современная авиация”(АСТ).
Сергей Федяшов |