"Браток" из Лобни.

С-37 "БЕРКУТ" российский сверхманевренный истребитель пятого поколения.

Изготовитель - "Звезда" (Россия).
Масштаб - 1:72.
Каталожный №7215.
Тип модели - литьевая.
Расшивка - внутренняя.
Количество деталей - 58, из них 3 прозрачных и 2 детали - прозрачная подставка.
Декаль - один вариант (11 позиций).
 

 

Модель.

За свой необычный вид С-37 во время МАКСа-99 получил несколько колоритных прозвищ. Вот некоторые из них: "браток" (за характерную форму в плане, напоминающую "распальцовку" крутых новых русских), "рогатка", "трезубец", "черт" и другие. И вот теперь "Звезда" выпустила столь нашумевшего "Беркута" в 72-м масштабе. В связи с отсутствием чертежей на этот самолет сравнивать модель можно только с многочисленными фотографиями, появившимися в печати после Московского аэрокосмического салона в 1999 году. На мой взгляд, модель достаточно точно похожа на прототип за исключением: излишне крутой излом нижней поверхности фюзеляжа в районе воздухозаборников при виде сбоку, отсутствие характерного оребрения в носовой части радиопрозрачного конуса РЛС, отсутствие запила на задней части флаперонов в районе фюзеляжа. Самое главное - собранная модель достоверно передает неповторимый облик "Беркута".

Как предписывает инструкция, начнем сборку с кабины пилота. В комплект кабины входят: основание с боковыми пультами, приборная доска, кресло пилота, боковая ручка управления и фигурка самого пилота. Все это отлито аккуратно и собирается без проблем. О достоверности ничего сказать нельзя ввиду отсутствия в открытой печати информации по кабине "Беркута". Приборная доска и боковые пульты даны декалью. На "суховских" машинах кабина традиционно красится в светлый серо-голубой цвет, но приборка и пульты в декали почему то изумрудного оттенка больше характерного для МиГ-23/25/31. Пришлось красить кабину в цвет декали. Перед пилотом я установил имитацию ИЛС из кусочка прозрачного полистирола.

Перед сборкой фюзеляжа, вырезал отверстия дополнительных воздухозаборников на верхней поверхности (в пластике даны выштамповками), сами створки с помощью надфиля и наждачной бумаги довел до приемлемой толщины и вклеил в отрытом положении (см. многочисленные фото С-37). Сам фюзеляж сложился просто идеально, шпаклевки не потребовалось, доработал только клеевые швы. А вот с носовым радиопрозрачным конусом пришлось повозиться для придания ему характерных ребер в носовой части. Для этого использовал все тот же надфиль и модельный нож благо, что пластик довольно толстый. На модели хорошо сделаны воздухозаборники и стекатели пограничного слоя. Ввиду отсутствия на модели воздуховодов к двигателям пришлось тыльную сторону воздухозаборников "зашить" тонким полистиролом от упаковки сметаны и задуть черной краской.

Вертикальное оперение, в целом, похоже, только отсутствуют радиотехнические антенны в верхней задней части, и у меня появилось сомнение относительно малой толщины килей. Делать нечего, приклеил все как есть, придав килям развал во внешнюю сторону на 15 градусов предварительно углубив резаком линии расшивки имитирующие рули поворота. Такую же операцию провел и с крыльями, оттенив элероны, флапероны и отклоняемые носки. Перед установкой крыльев на место острым ножом сделал небольшие треугольные "запилы" на задней части флаперонов в районе сопряжения с фюзеляжем (их хорошо видно на фотографиях С-37 при видах сверху и снизу). Переднее горизонтальное оперение (ПГО) и заднее горизонтальное оперение (ЗГО) доработок не потребовали, я счел их вполне похожими. А сопла двигателей мало похожи на себя, но здесь уже ничего не поделаешь, пришлось устанавливать то, что есть.

Шасси в модели сделано хорошо, но почему-то амортизаторы на носовой и основных стойках в крайнем, не обжатом состоянии. Если самолет находится на земле, такого быть не может. Выхода два, можно модель установить на подставку (имеется в комплекте), либо доработать стойки шасси. Я выбрал второе. Разрезал стойки в верхней части амортизаторов, удалил 1/2 часть каждого амортизатора, высверлил отверстия в получившихся двух частях стоек, вставил туда для жесткости кусочки медицинских иголок и склеил эти части. Доработок потребовали и ограничители хода амортизаторов, подрезал с внутренней стороны, сжал и приклеил к стойкам в нужном положении. В итоге получились стойки шасси с обжатыми, под нагрузкой амортизаторами. Колеса использовал от фирмы "Экипаж" (Абоимов) для Су-33, форма и типоразмер те же. Сказывается унификация "Беркута" с семейством Су-27 по некоторым агрегатам и деталям.

Покраска. Схема окраски есть в инструкции и на цветном рисунке на коробке. У "Звезды" опять проблемы с обозначением цветов на схемах окраски. Весь самолет красится в черный полуматовый цвет, а не в шаровый как указано в инструкции. Ниши и стойки шасси, створки шасси изнутри и все радиопрозрачные обтекатели - белые. В более позднем варианте окраски "Беркута" передняя кромка правого киля окрашена не в белый, как раньше, а в базовый черный цвет. Исчезла также окраска желтым цветом передних кромок воздухозаборников. Диски колес традиционно зеленые. Для имитации полированной стали, на амортизаторах шасси использовал серебристую гелиевую ручку. Сопла двигателей - горелый металл.

Вот и подошли к самому мрачному этапу в постройке маленького "Беркута" - декали. В связи с тем, что реальный С-37 существует всего в одном экземпляре - альтернативы в отделке нет. Во-первых, в декали нет многих элементов. Отсутствуют полосы в виде стилизированного российского "триколора" на законцовках крыльев с нижней стороны, оные сверху есть. Нет никаких изображений на воздухозаборниках двигателей. Полностью отсутствует "техничка". Во-вторых, бортовой номер 01 дан белым контуром, в реальности он синего цвета с белой окантовкой, как малый номер 01 на килях. В-третьих, декали желтого цвета, надпись "ОКБ СУХОГО" и фирменный знак "Су", не имеют подложки и при нанесении на черную краску стали зелеными. Единственное, что радует в декали - это отличное прилегание к поверхности.

Вывод.

Снова "Звезда" всех опередила, выпустив модель новейшего российского самолета С-37 "Беркут". Несмотря на то, что эта машина больше экспериментальная, иметь такой самолет в своей коллекции желательно всем кто увлекается современной авиацией. Модель довольно точно передает облик реального "Беркута", не сложна в сборке, смотрится весьма эффектно. Единственное, что огорчает - это невысокое качество декали. Ждать от "Звезды" новой декали - нереально, а другим производителям декали стоит подумать над выпуском новой, более полной и достоверной, декали к этой очень интересной модели. Ну а от "Звезды" ждем МФИ 1.44.

 

Литература:

1. С-37 экспресс-выпуск "Полигон" 1997г.

2. "Вестник авиации и космонавтики" №1-2/99, №3/97.

3. "Авиация и космонавтика" №1/98, №10/99.

4. "Крылья Родины" №8/99.

5. Интернет.

Сергей Федяшов

г.Новошахтинск E-mail: avia48@mail.ru

 

Hosted by uCoz